


Заметки к 20-летию группы

Интервью с Вячеславом Бутусовым

Анализ одного рок-стихотворения: «Чистый бес»

Рок-поэзия в русской культуре

Вступление

Байка № Окончание
Байка № Десять и Одинадцать
Байка № Восемь и Девять
Байка № Шесть и Семь
Байка № Четыре и Пять
Байка № Два и Три
Байка №РАЗ
Нау - Новости - "Байки" Леши Могилевского
Новый "Брат1"
Самое свежее
Выход альбома "Подполье"
"Элизобарра-Торр"
Ник Кейв
"ПОИСК"
Опровержение
Интервью с Ильёй Кормильцевым
Led Zeppelin
Бутусов + Deadушки = 6 месяцев
Мартовские новости
Предстоящие концерты
Бибигония
А была ли книга?
Full Pompilus
Творчество А.Коротича
Старые новости из Питера
Фото поклонников
Нам пишут из Белоруссии
Хочешь быть Бутусовым - будь им!
Воспоминания А.Коротича
Финская кампания
Бутусов в Москве
чужие (с mp3)
Статьи
Дана Мьюзик
Летние новости 99
Концерт в Риге
Частное мнение
Отчет о концерте в Киеве
Отчет о концерте в Москве
Концерт в Горбушке
И снова о пиратстве...
- Архив -



|

|
"НАУТИЛУС ПОМПИЛИУС": ПЛАВАНИЕ НАУГАД…
заметки к 20-летию группы
  
http://bostontea.narod.ru/nau.html

Название
альбома «Наугад», записанного в 1990-м году оказалось для группы «Наутилус
Помпилиус» пророческим. Именно так – наощупь, по воле непредсказуемой
творческой интуиции происходили все изменения, уходы на дно и всплытия,
изменения стиля, имиджа и состава одного из интереснейших отечественных
рок-коллективов. Этот принцип наметился уже во времена альбома «Переезд» (1983),
звучание которого коллега-критик метко определил как странное «хард-роковое
рагу», а тексты (за редким исключением) состояли из довольно сумбурной
смысловой тарабарщины (чуть было не сказал – галлюцинации).
Известно также, что и несомненные хиты, гремевшие впоследствии на всю страну,
оказались в активе группы в том виде, как мы их знаем, почти случайно. Как-то,
на одном из домашних междусобойчиков, Бутусов неожиданно предложил
друзям-музыкантам, уже пришедшим в состояние определенной алкогольной кондиции,
спеть новую песню. «Друзья согласились. Слава взял гитару и в довольно
непривычной для себя манере стал петь:
Я пытался уйти от любви,
Я брал острую бритву и правил себя…
Я укрылся в подвале, я резал
Кожаные ремни, стянувшие слабую грудь…
Я хочу быть с тобой…
Пел старательно, с чувством, по окончании установилась в комнате
продолжительная пауза. Первым слово взял Белкин (гитарист группы – В.П.):
- Ну это полное г..но!
Слава несколько опешил, однако друзья поддержали вышеприведенное мнение, и
через полчаса выяснилось, что такой дерьмовой песни Слава в жизни своей не
писал… (Из книги «Введение в Наутилусоведение», 1997) Такова была предыстория
венценосного хита, наряду с «Гудбай, Америка!», превратившего «Наутилус» в 80-е
в супергруппу «всенародного» масштаба. Кстати, о последней песне. Немногие
знают, что знаменитая ритмика в стиле босса-нова тоже возникла в «Америке»
абсолютно случайно и даже вопреки творческому замыслу. Как вспоминает Бутусов,
«Гудбай, Америка» планировалась как реггей. Но дело в том, что хитрой японской
драм-машинке, с которой за неимением ударных работали тогда музыканты, этого
стиля не оказалось вовсе, и подобрали «нечто более-менее подходящее».
Итог всего этого – мы знаем. В середине 80-х, казалось, не было такого дома, где
бы не слушали «Наутилус Помпилиус» (часто – наряду с «Ласковым маем»). О толпах
поклонников, объемах проданных дисков и непрекращающемся ажиотаже вокруг
гипнотической фигуры Вячеслава Бутусова говорить бессмысленно – звездный статус
этой группы в истории русского рока настолько очевиден, что 20-летний юбилей
«Наутилуса» с размахом отмечается спустя 5 лет после бесповоротного погружения этого
необычного судна на дно. Песни, ставшие хитами в конце 80-х, не меркнут и ныне
(сам недавно видел, как совсем недавно две юные школьницы шли по Арбату и
самозабвенно распевали «Скованные одной цепью»).
Однако «Наутилус» достиг сказочных высот славы и признания все же неслучайно.
Романтический облик солиста, злободневное звучание текстов, сочные
«нововолновые» аранжировки с патетическими клавишными и пронизывающим
саксофоном – все это несказанно способствовало успеху. Однако такого
стремительного и бурного развития могло бы не быть, если бы «Наутилус
Помпилиус» «звездного» периода не представлял собой тогда некоего сгустка ярких
и талантливых индивидуальностей. Помимо Вячеслава Бутусова, являвшегося во
многих смыслах лицом группы, идейное ядро коллектива составляли и Илья
Кормильцев, написавший более 80% текстового материала, и Дмитрий Умецкий,
мозг и генератор концепции «Наутилуса», и Алексей Могилевский, существенно
влиявший на политику группы, а также прививший ее арт-роковые и джаз-роковые
интонации и вкус к грамотным с точки зрения теории аранжировкам. Так сложилось,
что все они оказались вместе и в нужное время.
Каждый кусочек этого расколовшегося созвездия в последующие годы продолжал и
продолжает совершать свои собственные творческие траектории.
Илья
Кормильцев (который амплуа «рок-текстовика» воспринимал всегда лишь как
незначительную часть своей биографии) по-прежнему реализует себя в качестве
переводчика (один из последних его нашумевших переводов – роман Ника Кейва «И
узре ослица Ангела Божия»), пишет сценарии к рекламным роликам (от чего, по
собственному же признанию, получает несказанное интеллектуальное удовольствие).
Год назад состоялся его музыкальный дебют – в соавторстве с Олегом Сакмаровым
(экс-«Аквариум», «Наутилус») был создан электронный проект «Чужие» и записан
диск «Подполье», открывший уже известных миру рок-н-ролльных героев с
неожиданной стороны.
Менее удачно сложилась творческая судьба Дмитрия Умецкого. После окончательного
ухода из «Наутилуса» в 1989-м он пробует делать авторские программы на ТВ и
радио, но финансовые причины не позволили развиться этим довольно интересным и
перспективным замыслам. В 1991 году Умецкий выпустил сольный альбом «Другой»,
который, к сожалению, остался незамеченным, хотя явил очень «вкусный» и
невиданный доселе в нашей музыки гибрид эстрады и арт-рока, с оригинальными
текстами, часть из которых – творческие переводы стихов В.Борхерта. Второй
альбом Умецкого - «Запад – Восток» (1996), к сожалению, оказался на порядок
слабее и вопрос о его раскрутке отпал сам собой.
Что касается Могилевского, то достаточно будет сказать, что даже во времена
плотной работы в «Наутилусе» он не оставлял своего собственного музыкального
детища, называвшегося помпезно и иронично - «Ассоциация Содействия Возвращению
Заблудшей Молодежи на Стезю Добродетели». Где человек черпал столько энергии на
все проекты – остается только удивляться! Кстати, из этого же состава в поздний
«Наутилус» и пришел гитарист Николай Петров, чьи партии прозвучали на альбоме
«Крылья». «Ассоциация» записала шесть (!) альбомов и прекратила свое
существование в середине 90-х.
Вячеслав Бутусов же в своем поиске после распада «Наутилуса» полностью остался
верен принципу «наугад».
Последние несколько лет экс-лидер «Нау» пытается творить нечто на стыке
заковыристой псевдоконцептуальности и несколько неуклюжего примитивизма,
создавая при этом имидж мистификатора-интеллектуала а-ля Гребенщиков-Пелевин.
Первой ласточкой сольной карьеры стал «детский» альбом «Овалы», после которого
Бутусова внегласно окрестили «Бибигоном». Роскошное представление новой
программы, состоявшей преимущественно из песен новой пластинки, запомнилось
многим по грандиозному музыкально-театральному шоу, которое было показано
единственный раз в Москве и в Питере и очень важно для понимания произошедших
перемен.
Вячеслав вышел на сцену в белом халате, напоминая не то хирурга, не то
заведующего секретной лабораторией. Не успел он отпеть и двух номеров, как на
сцене начало твориться нечто феерическое. Пространство наводнилось множеством
персонажей: вальяжно расхаживали бравые матросы, распивая пиво и даже изредка
угощая публику, носились как ошпаренные странные личности с аквалангами и в
подводных костюмах, строем маршировали и уходили в никуда «пионеры»,
трогательные детишки с ангельскими крылышками играли в большущий белый мяч...
Неповторимый коктейль из веселого абсурда, пародии и самопародии, созданный
Бутусовым совместно с артистами Клоун-мим-студии «Лицедеи», оркестром
этнографической музыки «Плато» и детским хором «Куманек», стал поворотным в
имидже Бутусова. Скрытый идейный смысл программы, не случайно названной «Новое
лицо», был довольно прозрачен: Вячеслав разрушал романтическое амплуа фронтмена
«НП» в попытках обрести новый артистический облик. Получилось это лишь отчасти…
Его следующий проект – совместная пластинка с «Deadушками»,
называвшаяся «Элизобарра-Торр», навеял скорее тоску, хотя мелодичные
«Гибралтар» и «Насталья» не замедлили вырваться в хиты. Однако вязкий
электронный звук, помноженный на отстраненный и почти механический вокал
Бутусова, представляли собой довольно безжизненное зрелище.
Любопытен был альянс с группой поэтов-концептуалистов под предводительством
Сергея де Рокамболля, итогом чего явился замысловатый, но очень веселый в плане
пародийности альбом «Незаконнорожденный Доктор Фаустус Пернатый Змей». С этого
же проекта началось музыкальное сотрудничество с Георгием (Юрием) Каспаряном,
бывшим гитаристом группы «Кино», закончившееся, как мы теперь видим,
«Ю-Питером».
Но был и промежуточный период – альбом «Звездный падл» - пластинка, записанная
Вячеславом Бутусовым и музыкантами группы «Кино», коих представляли Георгий
Каспарян и Игорь Тихомиров, на стихи поэта, эссеиста и композитора Евгения
Головина. И вновь создавалось впечатление, что одна из главных задач, которую
ставили перед собой Каспарян и Бутусов, - это по возможности откреститься от
своего былого имиджа, причем неважно какими средствами. А результат – при явном
потенциале исходного материала, балансирующего на грани эстетства и абсурдизма –
оказался довольно слабым. Достаточно сравнить треки «Кукла Брунгильда» и
«Женщина в метро» с версиями этих же песен на альбоме Александра Ф. Скляра «Ведьмы
и стервы» - и каспаряно-бутусовские варианты покажутся вам вялыми и
старомодными.
Как воспринимать новое детище Бутусова – группу «Ю-Питер»? По этому поводу
настойчиво почему-то вспоминается притчеобразный анекдот. "В. Цой подошел
к Б. Гребенщикову и сказал: "Боб! Мне нужно тебе что-то сказать!" -
"Не нужно, Виктор! Я все знаю". И они молча подставили свои загорелые
лица лучам восходящего солнца и запахам маисовых лепешек. Два простых русских
парня!"...
Видеть Бутусова на сцене вновь с группой (пусть другой) радостно, видеть его в
роли бас-гитариста - весьма необычно. Слышать старые песни – и грустно, и
радостно одновременно. Что и говорить - обаянию этого человека нет предела! Он
может себе позволить петь сколь угодно бессмысленные тексты, попадать в тональность
аккорда со второго, переделывать аранжировки старых песен до блеклой
неузнаваемости - ему простят все. Есть необъяснимая магия в этом знакомом
тембре голоса, в этих насупленных бровях, взглянуть на которые поближе
стремятся трепещущие поклонницы, на концертах выбегающие на сцену с букетами
чуть ли не после каждой песни.
Новая группа звучит довольно уверенно, но скрепя сердце, нельзя не признать,
что в деле владения инструментом Каспарян, конечно - это все же не Егор Белкин,
а басист Бутусов - не Гога Копылов. При этом очень колоритно смотрится на сцене
в своих белых одеждах Олег Сакмаров (преподаватель консерватории, между
прочим!), берущий на себя в "Юпитере" попеременно роль то клавишника,
то саксофониста, а то и флейтиста. Он пританцовывает, перманентно улыбается, и
вообще, судя по всему, забавляется, как только может.
Очередная ступенька в карьере В.Бутусова – не что иное, как еще один шаг
наугад. Что последует за этим – всплытие или погружение – говорить пока
преждевременно.
Владимир Преображенский
|