Заметки к 20-летию группы
Интервью с Вячеславом Бутусовым
Вступление
Байка № Окончание
Байка № Десять и Одинадцать
Байка № Восемь и Девять
Байка № Шесть и Семь
Байка № Четыре и Пять
Байка № Два и Три
Байка №РАЗ
Нау - Новости - "Байки" Леши Могилевского
Новый "Брат1"
Самое свежее
"Элизобарра-Торр"
Ник Кейв
"ПОИСК"
Опровержение
Интервью с Ильёй Кормильцевым
Led Zeppelin
Бутусов + Deadушки = 6 месяцев
Мартовские новости
Предстоящие концерты
Бибигония
А была ли книга?
Full Pompilus
Творчество А.Коротича
Старые новости из Питера
Фото поклонников
Нам пишут из Белоруссии
Хочешь быть Бутусовым - будь им!
Воспоминания А.Коротича
Финская кампания
Бутусов в Москве
чужие (с mp3)
Статьи
Дана Мьюзик
Летние новости 99
Концерт в Риге
Частное мнение
Отчет о концерте в Киеве
Отчет о концерте в Москве
Концерт в Горбушке
И снова о пиратстве...
- Архив -
|
|
Вячеслав Бутусов: я должен Кормильцеву
Журнал "Медведь", 4 cентября 2007 г.
Мы
встретились с Бутусовым в маленьком отеле, он там всегда ночует, приезжая в
Москву. Это очень удобно: близко к центру, тихо, без пафоса, внизу
ресторанчик, где подают водку с простой, как бы советской, закуской.
Получается вроде и не Москва, а недорогая провинция, без затей. Может,
место это дорого Бутусову тем, что он тут в своей тарелке: гастроли, родная
простая обстановка. И потом, он прекрасно помнит безвестные и бедные
свердловские годы, бесприютность, когда было непонятно, как жить, зачем и
стоит ли вообще. Он снова работает, снова успешен, хотя что мы тут можем
понять? Бутусов — сложный, глубокий человек, но хочет выглядеть простым.
Или это мы валяем дурака, пытаясь выглядеть сложней, чем на самом деле. Я
вспомнил Юрия Никулина, часто рассказывавшего истории, которые его совсем
не украшали. Я спросил его: зачем так? Он ответил: а чтоб поддержать других,
чтоб люди не думали, что они хуже других... Короче, с мудрым человеком
поговорить всегда приятно.
СВЕРДЛОВСКИЕ
- Кстати, Слава! Привет тебе от Балабанова. (Живете в Питере, а
связь у вас через меня...) Он мне сказал, что стоял у истоков русского рока.
Не веришь, говорит, спроси у Бутусова. Будто бы это с его подачи ты сделал
«Разлуку». Вы как-то шли пьяные по Свердловску, он спел «Разлуку», и тебе
понравилось... Вот я и спрашиваю...
- Подтверждаю. Только, кажется, это не на улице происходило, а на квартире
у Лехи. Это единственное место было в городе, где мы собирались. Ему
выделили персональную жилплощадь, мать помогла, и там собиралась
свердловская элита, музыканты.
- Это была роскошь - все равно что теперь иметь свой ночной
клуб... А почему все уехали из Свердловска?
- Ну, видишь ли, я туда и приехал не по своей воле. Меня сорвало туда из
Красноярска, с Енисея; отец — строитель... Ну и понеслось.
- Да все мы строители, кто ж в шабашках не работал.
- Я, кстати, тоже не только архитектор, но и бывший шабашник. Помню, мы
строили детские городки. Еще была хорошая работа — обдирать краску с моста
перед покраской. Хорошо платили: сто тысяч рублей на стройотряд, это в
1982 году. А покраска трубы теплоэлектростанции — это двести тысяч.
Студенты карабкались наверх, как могли, какие-то люльки придумывали. Люди
убивались, гробились пачками! У нас в общаге было много легендарных людей.
Один будущий архитектор по ночам выходил на трассу и покупал у таксистов
водку. Давал сотенную, получал девяносто сдачи. Шофер только утром замечал,
что сотенная была поддельная, парень прекрасно рисовал...
- Все оттуда, из Свердловска, уехали?
- Нет, «Чайф» остался. Ну, и умер кто-то...
- Умерших тоже надо считать выбывшими из Свердловска. По уважительной
причине. А если б вы там остались, каким бы он был?
- Да таким же. А вот мы бы...
- Вы бы, конечно, были другими…
- Как важны были тогда записи! Помню, Балабанов только вернулся из Англии
со стажировки, и у него была кипа пластинок, каких нет ни у кого. И мы
приходим к нему, сидим, слушаем... Английского мы не знали, отдельные
слова только выхватывали, типа «ай лав ю». Но пытались считать информацию.
Не только слова и музыку. Мы думали: почему такие интонации, почему тут так
орут? Мы тогда это все впитывали как губка... Мы так могли тогда!
- Тогда губка была пустая, а сейчас и вы, и мы переполнены
информацией. Это как если лить воду в полное ведро, она все стекает.
- Но ведь и перемешивается.
- Ну, чуть. А основной объем через верх идет.
НОВОСТИ
- У тебя, пока мы не виделись, в жизни случились важные события.
Ты раньше жаловался, что не сделал очень важных вещей в жизни: не построил
дом, не посадил дерево, не родил сына...
- Да, было дело. Один из пунктов я выполнил. Может быть, и главный.
Потому что родить сына — эта такая вещь, которая от нас не зависит.
Посадить дерево — тут было бы желание! Даниил, мой сын (теперь Бутусов
любит рассказывать про про сына, который наконец появился. — Прим.
авт.), ему год и семь, вечером без напоминания поднимается в мансарду
и там бегает. Потому что сосед снизу попросил вечером не шуметь, он встает
в полшестого.
- У тебя уже четверо детей! Ты по советским меркам многодетный
отец. А ты попал под эту, как ее? Национальную программу?
- Нет, слава Богу. Я ни под чью программу не попал.
- Сын у тебя бутуз? Во втором значении слова. Ну, в смысле крепкий
парень.
- Да... А что, еще есть значения?
- Конечно. Первое значение слова «бутус» (бутуз) - хмурый, надутый,
необщительный человек или же толстый, низкорослый.
- Ну, такой я и есть внутри. Надутый. Меня тут как-то попрекнули: ну
хватит уже тебе быть нелюдимым. И мне так стыдно стало... Настолько точно
сказано! Как укол: больно, но полезно.
- А, типа ты сильно умный, не ходишь никуда.
- Да-да... Отстраняюсь... Все мы, художники, такие. Любой мечтатель —
художник.
- Только мечтатель не фиксирует.
- А ты уверен, что это надо — все фиксировать?
- Нет, кстати... А я себя чувствую парнем 23 лет. Молодым таким
стройным красавцем. И, смотря в зеркало, удивляюсь: что это за мужик?
- Ты себя помнишь таким? А я нет... Таким не помню себя. Но иногда бывают
просветы, и я вспоминаю какие-то моменты из детства, из юности. Они дают
возможность понять, что не так все плохо. За 45 лет немало такого
накопилось, чему можно порадоваться. И это здорово.
- Еще одна новость: ты стал писателем. В январе у тебя вышла
книга под названием «Виргостан».
- Ну, нельзя сказать, что я стал писателем. Я просто увлекся
графоманством. Это хобби. Я пишу для друзей. Записываю свои мысли, чтоб не
забыть. Мне предложили это опубликовать, и я согласился. Хотя на написание
текстов я сейчас трачу больше времени, чем на сочинение музыки...
«Я ХОЧУ БЫТЬ С ТОБОЙ»
- Ты где-то сказал, что тебе открылось новое звучание песни «Я
хочу быть с тобой». Религиозный смысл.
- Ты знаешь, это скорее пижонство мое. Да, я иногда говорю какие-то вещи,
но ведь применительно к какой-то ситуации! А не вообще... Но вот ты мне
сейчас напомнил про это, и я сразу как будто в микроскоп посмотрел... и
увидел, что действительно, я по-другому стал на ту песню смотреть! Я
перестал над ней глумиться. Я, вместо того чтобы всю жизнь благодарить
судьбу за то, что со мной произошло, я глумился! Я считал, что я корявый. И
все остальное корявое. Я уродовал все то, что происходило со мной. Причем
уродовал непонятно для чего и для кого, никому это не нужно было!
Тема сложная. Я далеко не все понимаю. Наверно, я для этого недостаточно
поэт и музыкант и вообще недостаточно тонкий человек. Кстати, в жизни
часто так бывает: люди обычно понимают только малую часть того, что им
говорят другие. Но тем не менее я пытаюсь беседу продолжать и
поддерживать:
- Как никому не нужно? Люди же слушали тебя... Стало быть, это
соответствовало музыке времени.
- Нет, мне тогда казалось, что если группа Led Zeppelin существует, то по
сравнению с ней все то, что мы делаем, убого выглядит.
- А, и потому ты глумился и стебался!
- У меня было неблагодарное отношение к тому, что происходило. Я не видел
в своих песнях того, что видели в них другие. Мне казалась мелкой
околомузыкальная деятельность.
- А мы ее продолжаем считать музыкальной.
- Да-да! Люди считали это достижением, а мне казалось, что это ошибка
какая-то. При этом я иногда задумывался вот над чем. Существует группа
«Кино», да? Я с удовольствием ее слушал, еще когда Виктор был... с нами,
слушал с большим пиететом, искренне, не вникая в мелочи и не вдаваясь с
подробности. Но рядом всегда находились люди, которые говорили: «Ну, это
просто питерский понт и стеб». Группа «Кино» приехала в Свердловск и
выступила во Дворце спорта. Наши рокеры — а рок-клуб только начинался —
сказали: «Ну, что это такое? Где рок? Это не рок!» Тогда относились к этой
дифференциации в музыке более пытливо...
- На сцене тогда было мало действующих лиц, и можно было всех
рассмотреть.
- Да-да, да-да! А теперь такой разброс...
- Это как при Пушкине было пятнадцать поэтов, и страна их знала,
а после стали тыщи - и все...
- Да, и Пушкина убили.
- И все-таки расскажи про твое новое прочтение
смысла песни «Я хочу быть с тобой». Музыкальные критики столько говорят про
это с твоих слов.
- Я в разные моменты отношусь к разным вещам по-разному. Я тогда вообще
не понимал, о чем это песня! Я не внушал никакой подтекст — ни себе, ни
другим. Мне просто нравилась песня. Для меня это было такое наитие: ты
чувствуешь, что это близко тебе, и ты хочешь, чтобы это было рядом с тобой.
Меня мучила эта песня, могу тебе сказать. Долго. Нет, я не то чтобы не
понимал, я и не старался понять, я просто жил интуицией. Меня мучила эта
песня в том смысле, что это, конечно, танго.
- Это чем плохо?
- Ну, у нас тогда в Свердловске с этим было строго: либо музыка-кабак,
либо хард-рок. Жестко. И ничего промежуточного.
- А это куда отнесли?
- Кабак. Я и не спорил... Это была истина...
КОРМИЛЬЦЕВ
- Расскажи про Кормильцева.
- Что про Кормильцева рассказать? Это был наиталантливейший человек. Мы
с ним познакомились только потому, что оба были одинаково несчастливы. Мы
были близки по степени несчастья. Но несчастны мы были по-разному.
- Как художники, которые остро чувствуют несовершенство этого
мира?
- Ну да, ты прав. Вот если бы мы сейчас сидели тут — ты, я и Илья, да? —
то мы бы, может, нашли для этого какие-то внятные определения. Но теперь,
без него, мы можем только строить предположения. Я могу про Илью рассказать
мно-о-го... Мы с ним не заказчик и исполнитель. Мы свой проект не
рассматривали как коммерцию. В том смысле, что не ставили перед собой
задачу настричь побольше купонов. Задача была другая: делать хорошие
песни. Но тем не менее получилось так, что группу «Помпилиус» каким-то
образом раскрутили до такой степени, что она гремела по всем каналам и
городам! Бери да стриги просто! «Нау» и «Ласковый май» — мы параллельно
существовали, были на одном уровне. Я имею в виду по популярности, по
деньгам.
- Вот в какую компанию ты попал - с «Ласковым маем»!
- Это было неизбежно. Но мы не кинулись стричь и чесать. Никто нас не
упрекнет в том, что мы кинулись гнать попсу для заработка! Просто Илья
всегда находил такие слова, которые будоражили людей. Он был человеком
очень пытливым, он легко ориентировался в информации. Любил
путешествовать. В последний раз, когда мы с ним встречались...
- Это когда было?
- Конец июля 2006 года. Тогда пошла такая мода — делать поэтические
вечера. Илья был на таком вечере в Львове. Он рассказал, что был в Перу,
ему понравилась творческая атмосфера этого маленького государства, которое,
как заноза, торчит в материке, по-пиратски врезается в него. И он
предполагал такую возможность — переехать в Перу и сидеть писать там. До
этого у него были похожие планы в отношении Европы — пожить там,
поработать...
- В общем, в последний раз вы поговорили хорошо.
- Ты знаешь, мы всегда хорошо говорили. Но как только мы расставались,
то сразу начинались какие-то обстоятельства, были громы, мелкие грозы.
Вдруг начиналось что-то... А когда мы вместе были, все было в порядке. Мы с
Ильей как-то так общаемся...
- Что? Общаетесь?
- Ну да.
- И сейчас?
- Ну да. Должок за мной есть... Я в принципе готов его заплатить. И я
представляю себе, как это сделать. Но для этого нужно поймать момент...
- А что можно теперь сделать? Сочинить какую-то песню?
- Это тоже возможно. Но пока это не получается. Вся эта белиберда
продолжается после его смерти. Надо, чтоб все это улеглось. Мы с ним
обсуждали возможность выпуска альбома.
ЛЮДИ
- У меня было очень много друзей, это люди, которых я уважал, любил,
созидал своей фантазией.
Выстраивал образ человека, который рядом с тобой и
к которому ты всегда можешь обратиться. Но
время проходит, обстоятельства меняются, и какие-то люди
исчезают из круга общения. Они остаются только в памяти. Слава Богу, что в
памяти! Некоторые просто уходят в забвение.
- А, кавалергарда век не долог. Почему?
- Кавалергард это что такое? Ты, значит, должен быть всегда на подхвате.
Вот я тебя вижу — я тебя помню. А память человеческая коротка. Ведь вокруг
нас такая стружка снимается постоянно, даже когда мы этого не замечаем, что
мы просто не успеваем в себя это впитать.
- Значит, для тебя это не случайная поговорка: с глаз долой - из
сердца вон?
- Ну, что я тебе могу сказать? Иногда происходит обрыв души, и я думаю:
«Как же я этого человека так близко подпустил, как это стало возможно?
Вроде замечательный человек был...» Но бывает, ничего не поделаешь.
КНИГИ
- А помнишь, ты пытался читать Иоанна Кронштадтского. И как?
- Не дочитал. Сложно очень. Но я планирую вернуться, конечно. К этому
прийти надо...
- Кого еще читаешь?
- Для меня важно, что есть Павич. Это немногое из того, что я продолжаю
читать, будучи ленивым человеком. У меня на подоконнике в туалете два года
лежит Франсуа Рабле, «Гаргантюа и Пантагрюэль». Я ее читаю, потому что...
не знаю почему. Представь себе человека, который писал в те дремучие
времена...
- Шаг вправо, влево - расстрел.
- Да! Кругом инквизиция, а у него глумление над религией! Это просто
дневник Рабле, там нет связного текста. Кроме глумления там еще пародии, а
иногда он в философствование впадал...
ИТОГО
- Идет борьба нашего детского пиратства и романтизма с нашим взрослым
состоянием. Это испытание.
- Ты стал взрослым?
- Нет.
И я ничего не могу с этим поделать. Ответственности никакой. Все, что я
могу испытать, — это безответственность. Я просто парусник... Сдувает
меня. Я не наивный человек, я придуриваюсь, но иногда я в таком восторге
пребываю! Я ничего не сделал, а все говорят: нет, сделал! Чего я такого
сделал? Объясни!
- Ну как? Ты классик все-таки.
- Ага, классик. Чайковский... Стравинский...
текст: Игорь Свинаренко
|