Газета "Россiя", 11 cентября 2003 г.
Обаянию этого человека нет предела. Он может себе позволить петь
сколь угодно заумные тексты, переделывать аранжировки старых песен до блеклой
неузнаваемости – ему простят все. Есть необъяснимая магия в этом тембре
голоса, выводящем «Я хочу быть с тобой», «Гуд бай, Америка», «Тутанхамон», в
этих насупленных бровях, от которых не перестают трепетать восторженные
поклонницы.
От Бутусова ждешь сюрпризов. После окончательного распада в
1997-м «Наутилуса Помпилиуса» он давал и сольные
концерты под гитару, создавал красочное шоу с «Лицедеями» и детским хором,
экспериментировал с электронщиками «Deadушками».
Но понял, что без группы все же не
обойтись. Так возник «Ю-Питер», выпустивший на днях
первый полноценный альбом – «Имя рек». Соратниками Вячеслава Бутусова по новому коллективу стали Георгий Каспарян (бывший гитарист «Кино»), Олег Сакмаров (ex-«Аквариум»,
«Наутилус Помпилиус») и молодой питерский барабанщик
Евгений Кулаков.
– Что унаследовал «Ю-Питер»
от «Наутилуса»?
– «Наутилус Помпилиус»
был создан в таких условиях, когда мы занимались самодеятельностью. И это
просто перешло в такую хроническую стадию, в то, что называется
профессиональной деятельностью. А в данном случае я осознанно сделал
предложение музыкантам с целью создать коллектив, который, в общем-то, лишен
всяких амбиций. В силу того, что все эти люди на этой кухне, то есть на
сцене, уже много лет. После того как «Наутилус» прекратил свое существование,
у меня был перерыв. И эти три года я обдумывал: нужно мне этим заниматься или
нет? Если нужно, то зачем? Если зачем, то в каком виде? И пришел к выводу,
что нужно объединить усилия мои и Георгия Каспаряна.
Дальше уже возник вопрос о том, что должен быть какой-то состав. Нашелся
барабанщик. И совершенно каким-то мистическим образом появился флейтист Олег Сакмаров.
– Создание группы «Ю-Питер»
началось с череды довольно непривычных ваших экспериментов с Георгием Каспаряном. На тот момент вы общались с группой
художников и поэтов, которые в этом процессе приняли активное участие, но
сами их фигуры остались как-то в тени. Сергей де Рокамболь, Евгений Головин –
что это за люди?
– Ну, это такая группа творческая. У них
своего рода объединение было под названием «Драконовы ключи». И де Рокамболь
привлекал их для участия в нашем первом проекте «Незаконнорожденный Доктор Фаустус Пернатый змей». Во втором проекте – «Звездный
план» я уже был опосредованным участником. Только исполнял вокальные партии
уже готового материала. А «Пернатый змей» мы делали совместно.
О роли сказок
– Новые песни стали очень отстраненными,
очень символическими. Откуда это возникло?
– А это, я думаю, от слабодушия, от
внутренней неуверенности. Потому что, когда человек уверен, он открыто и
просто обо всем говорит. А тут в силу многих обстоятельств, в том числе
социальных, выработалась такая вот защитная реакция у меня. Не могу я в лоб
какие-то вещи говорить. Вообще я сторонник всевозможных парадоксов,
головоломок, словообразований мудреных. Мне интересно этим всем заниматься.
Очень люблю Борхеса по этой же причине, мне это близко все.
– А своим дочерям вы часто загадки
загадываете да сказки рассказываете?
– Ну, в общем-то, поскольку у меня три
дочери, то есть богатый опыт по прочтению или по переложению каких-то сказок.
Но я человек неимпровизационного характера. Я не
могу вот так сразу сесть и что-то сочинить.
– Если бы вам предложили сняться в кино,
причем не в эпизоде, как уже было в том же фильме «Брат», а сыграть главную
роль, какой жанр картины был бы для вас предпочтительнее – комедия, драма
или, может быть, боевик?
– Думаю, что комедия, сказка – что-то
такого типа. По крайней мере что-то отстраненное от действительности. Это
интереснее. Потому что там есть какие-то неожиданности. А боевик – это же
сплошная предсказуемость, жесткая прагматичность.
О нелегкости бытия
– Вячеслав, когда вы выходите на сцену, у
вас часто бывает достаточно обреченный вид...
– Бывает иногда. Но я пытаюсь с этим
бороться. Часто накатывает состояние, когда непонятно: зачем я здесь, что я
здесь делаю? Образ Ипполита такой (смеется). Есть люди, которые могут
создавать определенную атмосферу, в том числе и на сцене, в определенном
радиусе своего действияя
– Вы себя к таковым причисляете?
– Иногда я могу это делать. Но для этого
должно быть какое-то легкое ощущение жизни, без напряжения. А когда я не
чувствую этого, то я стараюсь как-то самоустраниться, чтобы никто не страдал
от моего самоощущения.
– Находясь на сцене, да еще в роли
солиста, это не так-то просто.
– Да, поэтому на концерте я стараюсь
свести к минимуму свои функции. Вообще, если бы на сцене меня посадили бы в
какую-нибудь кабину или транслировали бы из какого-нибудь другого места, это
было бы идеально. Я концерт воспринимаю как общественную нагрузку.
Об интуиции
– За последние 5 лет ваша творческая
жизнь выделывает лихие зигзаги. Вы экспериментируете со стилями и жанрами.
Чем руководствуетесь вы в принятии таких решений – логикой или полагаетесь на
интуицию?
– Мне хотелось бы развивать в себе такую,
так сказать, женскую способность, как интуиция. Но если женщинам это дано от
природы, то мужчине приходится в себе развивать, выращивать это качество.
О разнице между конвейером и азартом
– Почему так быстро вы бросали все едва
нарисовавшиеся затеи – альянс с «Deadушками»,
программу «Бибигония»?
– Сам по себе эксперимент ведь и
заключался в том, чтобы сделать это один раз, и все. Я сторонник одноразовых
проектов, а не конвейеров.
– Вы производите впечатление замкнутого
человека. Насколько это так, любите ли вы одиночество?
– Поскольку я человек инертный, но
впадающий в крайности, то я либо замкнутый, либо открытый. С большим трудом
прихожу в равновесие. Может быть, потому, что я вдолбил себе, что я Весы и,
значит, в каком-то перфекционистском смысле должен
добиваться равновесия. Но в целом – если я чувствую, что неуместен со своей
откровенностью и открытостью, то просто ухожу.
– Вы азартный человек?
– В целом, думаю, нет. Но я могу увлекаться.
Если мне что-то интересно, могу заниматься этим делом без сна, без еды.
– Это касается и работы над альбомами?
Вот последнего, например, «Имя рек»?
– Для этого альбома я писал изначально
очень много материала. А потом включил внутреннюю цензуру и стал отбрасывать
все, что имело ненужный, эпатажный, менторский характер. В других альбомах я
позволял себе больше спонтанного. А вообще процесс написания материала
происходит у меня постоянно. И тексты создаются без музыки, и музыка без слов,
и все вместе. А потом я отбираю тот материал, который у меня уже готов. И,
как правило, на этом этапе рождаются новые идеи.
О целесообразности памятников
– Испытываете ли вы к себе такое же
повышенное внимание фанатов, как и во времена «Наутилуса»? Телефоны обрывают?
– Если брутально
выражаться, то психов стало меньше. И я этому очень рад. Есть люди, которые
звонят по делу и уместно, но есть те, которые просто досаждают, им доставляет
удовольствие трепать нервы близким, родственникам. Но это паранойя уже!
– Таких много было вокруг вас?
– С этим нужно смириться. Но при этом
стоит ограждать себя от них. Это такая разновидность паразитов, которые
скапливаются вокруг определенных мест. У них нюх, из кого можно пососать.
– По образованию вы архитектор, поэтому
вопрос специальный. Многие фанаты вас любят. Если бы они задались целью
поставить вам памятник при жизни, каким бы вы хотели его видеть, из какого
материала?
– О нет, это абсурд! С точки зрения
градостроительства – я жесткий противник таких вещей (смеется). Все должно
быть целесообразно.
О молодости
– Вернемся к музыке... Все были очень
удивлены, что на юбилей «Наутилуса» в Москве не собралась группа...
– Поскольку я и не хотел собирать группу,
считая это профанацией, то и никакого юбилея не планировалось. Это была идея
организаторов – сделать грандиозное шоу. И я купился,
пошел по пути ублажения меркантильных интересов коллектива и своих. Хотя, по
сути, я был против этой тупой идеи – завлекать публику под вывеской сбора
группы. Да и юбилей какой-то фиктивный – некто посчитал, что группа
существует 20 лет, но этого толком никто не знает.
Неубедительное мероприятие.
– Какой этап существования «Наутилуса»
был для вас самым интересным?
– Самый первый. Не тот, конечно, который
в институте был, на уровне художественной самодеятельности, а этап псевдоновой волны в 1985–1987-х – мне он нравился. Все
делалось с энтузиазмом, без обязательств. То, что мы делали, было спасением
от снивелированной серой действительности, которая
висела над головами.
– А кто придумал в середине 80-х вам
военный имидж – с орденами, с галифе?
– По сути, это была имитация глэм-рокеров, которые популяризировали новую волну на
Западе. То есть мы видели, что это такой псевдоромантизм
– всклокоченные «дюран-дюрановские» волосы,
средневековый или военный антураж: ордена, сапоги. А изначально, в более
ранний период, на концертах мы были похожи на таких карибских
пиратов – покупали какие-то тряпки, красили их в тазиках, страшное было
зрелище... Потом это выродилось в эстетику милитари,
потому что мы захотели быть более сдержанными, менее веселыми. Пошел период
выработки идеологии.
– И вновь костюмы создавали сами?
– Да, ботфорты в ТЮЗе,
помню, взяли, галифе перекрашивали из обычных. То есть все подручные средства
использовали.
– А ваш знаменитый орден как тогда
возник?
– Его кто-то из брошки сделал. Потом уже
нам всю эту бижутерию просто дарили.
– В 87-м году выступление «Наутилуса Помпилиуса» на знаменитом рок-фестивале в Подольске
произвело настоящий фурор. Чем запомнилось вам это событие?
– Самым большим событием в Подольске для
нас было выстоять там очередь в винный магазин. Оказалось, что это более
значительное событие, чем сам фестиваль.
– Но там же случился казус. После
триумфального выступления «Наутилуса» вы вышли на сцену вместе с Настей
Полевой. Правда ли, что вас тогда закидали яблоками?
– Ну, что-то такое было. Это из серии
предвзятого отношения публики к исполнителю. Это даже не курьез, это вообще
такая вещь неприятная. Сразу начинаешь делать определенные выводы. Предвзятое
отношение – это вообще плохо, не должно быть такого. Нужно все-таки в
восприятии любого явления – музыкального или нет – от сердцевины идти, не
довольствоваться поверхностным впечатлением.
– Вас это сильно тогда смутило?
– Нет, не сильно. Понятно же, что это все
издержки производства такие. Но мне было очень обидно за Настю. Я вообще с
трудом и болезненно переношу такое несправедливое отношение к людям, которых
знаешь с хорошей стороны.
Об Алле Борисовне
– Правда ли, что во время записи альбома
«Князь тишины» Алла Пугачева давала вам импровизированные уроки вокала прямо
в студии?
– Альбом мы писали в ее студии, где Алла
Борисовна была полноправной хозяйкой. И один раз зашла на студию, увидела,
что мы пишемся, и стала Кальянову, звукорежиссеру,
что-то там объяснять. Он, в качестве такого конвертора, что-то начал
объяснять мне. А я мучился, как всегда, потому что
у меня специальной подготовки нет, я пою такя на
интуитивном уровне. И вот мне начали объяснять, как это сделать, не пыжась,
не тужась, не корячась. Я, естественно, ничего не понял. И тогда она подошла
к микрофону и начала демонстрировать. А Кальянов записал это все. И при
окончательном сведении голос Пугачевой остался в записи, его можно услышать в
песне «Доктор твоего тела». Вот, собственно, и все.
Если бы
– Если б можно было прожить лет 20
заново, что бы вы изменили в своей биографии?
– Я пытался ответить на этот вопрос и
пришел к выводу, что это означает обречь себя на такие же 20 лет, что
совершенно бессмысленно. Другого пути нет. Все, что ты хочешь изменить, –
впереди. Движение возможно только в эту сторону.
Владимир Преображенский