Вступление
1978-1984
1985
1986
1987
1988
1989
1990
1991
1992
1993
1994
1995
1996
...
2007
|
|
1985. "Невидимка"
2. Как все
встретились
Как встретились Наутилус с
Помпилиусом, Бутусов с
Кормильцевым, а все остальные -
с Аленом Делоном
__В
те же дни встала еще одна
проблема: название. То, что
группа вырвется за пределы
Свердловска, стало ясно всем,
но в те времена
"Наутилусов" в стране
насчитывалось от трех до
девяти, не считая бесчисленную
самодеятельность, тоже
знакомую с Жюлем Верном, так
что в массе "Наутилусов"
вполне можно было потеряться.
Выручил полиглот Кормильцев:
он единственный не только
читал французского фантаста,
но еще и знал, откуда взялось
название подводной лодки
капитана Немо. Кормильцев и
рассказал о моллюске,
размножающемся весьма
своеобразно: он отрезает от
себя членики, наполненные
оплодотворяющей жидкостью, а
те самостоятельно
отправляются на поиски
адресата... Факт, к тому же
зафиксированный в последней
песне альбома: "Я отрезаю от
себя части..." - показался
символичным, "Наутилус"
стал "Помпилиусом".
__Так само
собой и получилось, что за
каких-то несколько дней
"Нау" из полуобреченной
некогда студенческой команды
превратился в рок-группу, к
тому же с оригинальным
полулатинским названием и
очевидной потенцией стать
лучшей командой города.
Тяжеловесные "Трек" с
"Урфин Джюсом" с трудом
доживали последние свои
деньки, именно на
"Наутилус" ложился груз
ответственности за будущее
свердловского рока; это
понимали все, понимали
ветераны, коим такое положение
не слишком-то нравилось,
понимали и Дима со Славой, от
того и нервничали.
__Начиналась
полоса долгих, нервных метаний,
продолжавшаяся почти год. Для
начала нужно было определиться
со стихами. Вообще-то, тексты
Слава сам писал, но сам же
отдавал себе отчет в том, что с
текстами у него не очень-то
получалось. Как ни крути, в
"Невидимке" рядом с
блистательной "Гуд бай,
Америка!" ("Последнее
письмо", слова Д. Умецкого)
помещалась история о том, как
"...леопард гоняет стадо, а те
в изнеможении орут...",
разгадать таинственный смысл
которой мало кому удавалось
даже после подробных славиных
комментариев. Когда-то
пробовал он поработать с Димой
Азиным, приятелем Пантыкина,
поэтом - не получилось. А мысль
о том, чтобы пригласить в
группу Илью Кормильцева,
возникала в разговорах давно,
еще в восемьдесят третьем. Но
Слава все не решался, по тем
временам Кормильцев был
величиной изрядной и фигурой
более чем противоречивой.
__Дело
заключалось даже не в том, что
Кормильцев был "штатным"
поэтом "Урфин Джюса", в
каковой роли автоматически
попадал в категорию
"махров", а в чрезвычайной
оригинальности самой персоны
Ильи Валерьевича, которая
одновременно людей к нему
притягивала и их же от него
отпугивала. Химик по
образованию, полиглот по
призванию, знаток совершенно
невероятного по нормальным
понятиям количества языков -
штук около пятнадцати - и
обладатель самых странных
познаний из самых странных
областей человеческого опыта,
поэт и, в некотором роде,
философ, Илья Кормильцев
отличался странностью
внешнего вида,
невоздержанностью поведения (в
обществе, разумеется), и... чем
он только ни отличался... Хотя
Славе был он, естественно,
интересен главным образом в
контексте поэтических своих
способностей, но именно в этой
области репутация Кормильцева
была в тот момент на грани
самоуничтожения.
__Илья
писал стихи для "Урфин
Джюса", и мало где его ругали
с таким усердием, как в
"Урфин Джюсе". Почему -
вопрос другой, однако
стараниями джюсовцев среди
свердловских рокеров к 85 году
утвердилось мнение, что
Кормильцев - поэт
"нулевой", работать с ним -
только время терять. И тут ко
всеобщему изумлению возник
Слава. Помните, как по дороге на
рок-семинар старый друг и автор
многих обложек и "УД", и
"Нау" Саша Коротич от
сотрудничества с Кормильцевым
"стал Славу
отговаривать"?.. Его и после
отговаривали многие и весьма
усердно; но отговаривать
Бутусова, который что-то решил,
дело безнадежное. И слава Богу,
иначе не довелось бы нам
услышать ни про Делона, ни про
"скованных", ни про
"хочу быть с тобой".
__Впрочем,
прецедент сотворчества с
Кормильцевым уже был, когда во
время телевизионных съемок
давней новогодней программы
Кормильцев наскоро изобразил
на славину музыку нечто
постсоветское: "Я мерз, но
грел собою снег, а значит, жил. И
так в сражении холода с теплом
я победил!" Второй
совместной работой стала
"Кто я?" из
"Невидимки", третьей -
песня про девочку и фотографию
известного французского
киноактера... Тут вышел казус,
едва сотрудничество не
расстроивший: Илья писал
смешные, даже издевательские
стишки о пролетарской дурочке,
Слава воплотил их в сочинении
почти трагическом, чем поэта
привел в чувство
воодушевленного недоумения.
__"Премьера
песни" случилась во время
очередной дружеской попойки в
коммунальной комнате Вити
"Пифы" Комарова, в которой
кроме хозяина жил в те времена
Федор, манекен; его некогда в
воспитательных целях
использовал на своих концертах
"Урфин Джюс". Без руки, без
ноги, потрепанный и побитый,
Федор производил впечатление
труповидное и использовался в
качестве ночного сторожа
витиной машины, сидел в ней,
пока хозяин спал, воров
отпугивал. И неплохо со своей
ролью справлялся.
__Итак,
происходила попойка, и Слава
неожиданно сообщил, что решил
подарить Илье на день рождения
песню. Тогда и выяснилось
впервые под музыку, что "Ален
Делон не пьет одеколон". Илья
после этого жутко взбодрился,
выскочил на балкон, схватил
Федора в охапку и сбросил его с
третьего этажа. А стоял
непоздний вечер, народ на улице
прогуливался и происходящим
выкидыванием совершенно
натурального почти человека
был, мягко говоря, ошарашен...
Наусы с хохотом и криками
выскочили на улицу, подхватили
бедного Федора под руки, под
ноги и с причитаниями типа
"Осторожно, ногами за дверь
не зацепись!" - утащили его в
подъезд. Говорят, соседи потом
на Пифу донос состряпали, а
может и не было такого, однако
первый опыт сотрудничества
имел продолжение.
__Фокус был в
том, что Илья написал
"легкий" текстик про
глупенькую девочку из
многоэтажных кварталов,
единственным утешением для
которой посреди фантасмагории
пролетарского бытия стала
фотография на стене.
___Ален
Делон, Ален Делон
___Не пьет
тройной одеколон...
Именно "Тройной". И
все-таки насторожился, услышав
тяжелую, полную мрака и
безысходности песню на свои, по
замыслу издевательские стишки.
Но в отличие от
"урфиновского" прошлого, в
котором отличался
чрезвычайной скандальностью,
спорить не стал, стерпел даже
исчезновение целого слова
"тройной", которое Слава
петь отказался наотрез.
__На самом
деле оба соавтора не слишком-то
понимали, как к этому
эксперименту относиться. Дело
решил Шевчук, непонятно каким
ветром занесенный в
Свердловск, в то время
свободный и умный, читавший
философские труды Толстого Л.
Н. и что-то постоянно
проповедовавший, причем с
употреблением таких ученых
слов, что свердловским рокерам
они и не снились. Разве что
Кормильцеву, да и то в дурном
сне... Слушали его напряженно,
но поступали с точностью до
наоборот. В тот приезд Юрий
Юлианович почему-то отчаянно
агитировал Бутусова ни в коем
случае не связываться с
Кормильцевым. Однажды вечером,
когда по-обыкновению пили у
Белкина горячительные напитки
и с упоением спорили, Шевчук
пошел в атаку и заявил, что
"по-настоящему" у Бутусова
песни получаются только на
свои тексты.
__- Например?.. -
осторожно спросил Слава.
__- "Ален
Делон", например! - отрубил
Юрка.
__С тех пор
Бутусов с Кормильцевым стали
гораздо друг к другу ближе. Но
оба всегда и со вниманием
прислушиваются к словам
Шевчука.
__Завершилась
эта история значительно позже,
в 88-ом, на сочинской набережной,
где после гастрольного
концерта прогуливались в
полумраке по обыкновению
спорившие Бутусов и Белкин.
Егор, следует заметить,
относился к "Делону" давно
и плохо, а с некоторых пор вел
совершенно разнузданную
антиделоновскую агитацию,
сводившуюся к требованию
"подзаборных песен не
исполнять". Слава все не
соглашался, и надо же такому
случиться, чтобы в районе
гостиницы "Ленинград" из
кустов донесся нестройный,
невпопадный юношеский хор, в
добрых дворовых традициях
поминавший под расстроенную
гитару известного
французского киноактера.
__- Слышал? -
возопил ликующий Белкин.
__Слава
промолчал. Но больше про Алена
Делона уже никто и ничего из
его уст не слыхал. А жаль.
Некоторые сведения
относительно невидимки
Ветер
перемен и ветер обратно
|