Вступление
1978-1984
1985
1986
1987
1988
1989
1990
1991
1992
1993
1994
1995
1996
...
2007
|
|
1986. Прорыв
3. Лето, фестиваль и
"Разлука"
__Последняя
отчаянная попытка зацепиться
за цирковую тенденцию была
предпринята на Первом
свердловском рок-фестивале, 20
июня 86 года, попытка масштабная
и во многом интересная. Были
подключены архитектурные
друзья, раскрашена и
разукрашена вся сцена, перед
началом выступления занавес
закрыли, по авансцене бродили
люди в странных костюмах, зал
волновался. Пронесли плакат
"Добро пожаловать!" - и
опять унесли... В зале
посвистывали, на местах Агап с
Шахриным затянули "Светит
месяц, светит ясный..." Песню
подхватили, попели, публика
сама занималась
"предконцертной
подготовкой." После
некоторых мытарств занавес
разъехался, на сцену
растянутую бумагу
"вломились" Бубу и Уму,
сквозь расписанные под
коверных, в бодренькой
раскраски костюмчиках. За
музыкантами выписывали
странные "па" Корнет и
Терри, два толстячка, старинные
архитектурные приятели. И
поехало...
__Концерты
проходят в ДК им. Свердлова,
аппаратуру везли со всей
области, времени на репетиции и
настройку катастрофически не
хватало - использовались даже
ночные часы. НП выступал в
дневном концерте третьего дня.
__Во время
фестиваля помимо собственной
программы Слава и Дима
аккомпанировали Насте, играли
в составе группы Егора Белкина
(где Умецкий был
бас-гитаристом, а Бутусов -
бэк-вокалистом и ... танцором),
участвовали в
хеви-металлическом
"Стэпе".
__"Среди
остальных участников
фестиваля NP выделялся своим
единством: они едва ли не
вдесетяром вы-лезали,
-падывали, -карабкивались из
витиного "Жигуленка".
Общество их напоминало яркую
движущуюся модель какой-нибудь
молекулы, где все сверкало и
кружилось: глаза и улыбки,
клипсы и пряжки на туфлях, медь
саксофона и накладки на
гитарах..." (воспоминания
Александра Калужского)
__Под звуки
очередного прощания с
Америкой, наусы стали пускать в
зал бумажные самолетики, на
сцену взбегали рокеры, в финале
собрался сборный хор
музыкантов рок- клуба, он и пел
"Гуд бай, Америка, о-о-о!.."
Был почти триумф, было ощущение
рок-н- ролльного братства, но
все равно ребята уходили с
концерта какие-то нервные.
Больше в клоунском виде
"Нау" на сцене не
показывался. Следующий их
концерт состоялся пятого
сентября того же 86 года, и
впервые перед публикой
появились малоподвижные
фигуры в псевдовоенной,
псевдогусарской,
псевдоорденоносной униформе.
__Впрочем, в
некотором смысле Слава так и не
изменил образу клоуна, просто
из Белого обратился в Черного,
если такое возможно... И только
много позднее, когда из песен
окончательно исчезли всплески
черноватого юмора, Бутусов
окончательно стал рок-звездой.
Или не окончательно?..
__Как бы то ни
было, выступление на фестивале
прошло удачно, наусов хвалили.
На следующий день Слава с Димой
в последний раз выступили в
качестве вокалиста и,
соответственно, басиста группы
"Степ", которой руководил
Женя Димов, экс-"Трек".
"Рубились" страшно, Слава
восседал на помосте в
неимоверных лохмотьях и с
микрофоном в руках, пел по
бумажке, поскольку тексты не
выучил, что в зале воспринято
было как оригинальность. Зато
пел от души, то есть голос
сорвал к середине выступления,
дальше хрипел, визжал,
задыхался.
__Через
месяц в клубе Архитектурного
института, где Андрей Макаров
исполнял функции директора,
сели на запись. Трудились
весело, портвейно, опять ездили
по кабакам к концу пьянки,
заимствовали у кабацких
музыкантов клавиши, поутру
ходили с кругами вокруг глаз.
Альбом пошел, материал весь был
наигран, недоставало разве что
обрамления, которое появилось
случайно.
__В то лето
посиделки чаще всего
происходили на квартире Леши
Балабанова, начинающего
киношника, а Балабанов любил,
хотя и не умел, попеть, и пел
одну- единственную песню:
"Разлука, ты разлука, чужая
сторона..." Остальные
подтягивали, и после
исполнения, эдак, двухсотого
обросла русская народная песня
такими руладами, что явно
просилась в вечность. Тогда
Диме и пришла идея: а не
записать ли заодно и ее, и в
альбоме появилось название
вкупе со знаменитым
"Эпиграфом". Появилась и
еще одна известная песенка.
__За два года
до того, в 84-м, Илья Кормильцев в
пижаме сидел по ночам в
подъезде, поскольку дома ему
курить не позволялось, и писал
на кусочках бумаги тексты...
Автор этих заметок тогда,
холодной черненковской зимой,
прочитал два и с полной
уверенностью сказал: "Илья,
тебя посадят..." В ответ Илья
улыбался, но невесело, он
никогда не был героем. Тексты
назывались "Скованные одной
цепью" и "Метод
Станиславского".
Впоследствии оба перешли к
Бутусову, и летом 86-го один стал
песней. Второй потерялся. Автор
до сих пор считает, что второй
был много лучше, но так всегда
потом кажется... Увы, Слава
всегда не слишком осторожно
обращался с бумажками, а Илья
никогда не оставлял
черновиков...
__Четвертого
августа состоялась премьера
"Разлуки". Скандал
состоялся двумя днями позже,
прибежал встрепанный
президент рок-клуба Коля
Грахов: "Скованных"
нельзя!" Опасения,
навещавшие "Нау" и раньше,
благодаря которым, например,
строчка "За красным
рассветом коричневый закат"
благоразумно окрасилась в
розовый цвет, подтверждались.
Начались судорожные
переговоры, в результате
которых решено было альбом
распространять без
"Скованных".
__Помогло
недоразумение: одному из
свердловских
"магнитофонных" людей об
этом решении не сообщили, он и
продолжал гнать запись
целиком, а когда недоразумение
вскрылось, было, в общем-то, все
равно. В деяниях незадачливого
писалы попытались искать
состав злоумышленного
преступления, но не это важно.
Важно другое: как рокеры ни
боялись, власти не реагировали.
Одному Богу известно, почему
все-таки в то, на демократию не
слишком жирное время, ни
малейших гонений в отношении
"Скованных" так и не
последовало. Хотя к
выступлениям текст еще
переписывали, пытались что-то
поправить...
__Несколькими
годами позже один из бывших
партийных, человек грузный и
умный, случайно наткнулся на
запись "Скованных", чутко
выслушал до конца, вздохнул и
признался с виноватой улыбкой:
"Как они тогда смогли? До сих
пор жутко становится." Как
знать, быть может, и их
прокачало?
"Скованные одной цепью,
связанные одной целью..."
Немного теории | Премьера песни
|