Вступление
Full Pompilus
Творчество А.Коротича
Старые новости из Питера
Фото поклонников
Нам пишут из Белоруссии
Хочешь быть Бутусовым - будь им!
Воспоминания А.Коротича
Финская кампания
Бутусов в Москве
чужие (с mp3)
Статьи
Дана Мьюзик
Летние новости 99
Концерт в Риге
Частное мнение
Отчет о концерте в Киеве
Отчет о концерте в Москве
Концерт в Горбушке
И снова о пиратстве...
- Архив -
|
|
Музыка для чужих
РЕЦЕНЗИЯ
ОПУБЛИКОВАННАЯ В ГАЗЕТЕ "КНИЖНОЕ
ОБОЗРЕНИЕ" от 28.01.2002
чужие. Подполье. © чужие, 1998-2000, ® CD-LENDREC, 2001.
После распада легендарной группы "Nautilus Pompilius", автор подавляющего большинства текстов песен этого коллектива, продюсер нескольких последних его альбомов и вообще генератор идей и концепций Илья Кормильцев без особых проблем нашел себе отличное применение в книжном мире. Он и раньше выпускал поэтические сборники, занимался переводами, но прошедший год был в этом смысле особенным: сразу несколько книг переведенных или подготовленных к печати Кормильцевым стали настоящими культурными (или точнее - контркультурными) событиями. В первую очередь это "И узре ослица Ангела Божия…" Ника Кейва, "Бойцовский клуб" Чака Паланика и "Отсос" Стюарта Хоума…
Однако видимо, музыка так сразу не может отпустить. На протяжении трех последних лет в полудомашних условиях Илья Кормильцев вместе с музыкантом-многостаночником из группы "Аквариум" Олегом Сакмаровым записывал музыкальный материал. Помогали им несколько близких друзей, скрывшихся под псевдонимами "Чу Ма", "Чу А" и "Чу Е". Из сайта в Интернете удалось также разузнать, что в записи принимали участие Максим Леонидов и Александр Пантыкин; на студии последнего и производилось окончательное сведение.
Существует множество рецептов, как при помощи всего, что без труда можно купить в аптеке и хозяйственном магазине, собрать взрывчатку. Террористам эти рецепты хорошо известны. Кормильцев и Сакмаров придумали еще один… Правда, предназначен для взрывания не зданий, а мозгов.
Нынешнее состояние современной музыки таково, что окончательной и всеохватной коммерциализации подверглась не только попса, но и то, что еще недавно называлось роком. Причем, в отличие от первой, чувствующей себя в такой атмосфере, как рыба в воде, последний выглядит так же нелепо и жалко, как рыба, скажем, на дереве или, что точнее, как птица, родившаяся без крыльев. Безликое слово "формат", глубоко вошедшее в лексикон программных директоров всех радиостанций, убило все свежее и живое во всем FM-диапазоне и его окрестностях.
Когда вся допущенная к прослушиванию музыка оказалась помечена значком "Наше", талантливый человек поневоле чувствует себя чужим. Именно так - "чужие" с маленькой буквы - и назвали свой проект музыканты.
Гарантирую, знаток музыки, прочитавший на обложке диска слова "экс Аквариум, экс Наутилус Помпилиус, Илья Кормильцев, Олег Сакмаров" и послушав его, будет крайне удивлен. Он не найдет ничего похожего не только ни на "Аквариум" и "Нау", но и на то, чем были славны в этих коллективах вышеуказанные музыканты. Здесь нет ни лирических или притчевых текстов Кормильцева, ни звуков духовых инструментов Сакмарова… Это сюрреалистические слова, искаженные всевозможными компьютерными "примочками" и наложенные на электронную музыку, описать которую крайне трудно, поскольку просто не с чем сравнить.
Возможно, более подкованные в теории современной музыки и найдут подходящие слова для анализа, а, по-моему, этот диск вообще нельзя рассматривать как музыкальное явление. Ведь его истоки лежат в совершенно другой стороне - в тех самых вышеуказанных книгах, которые переводил и редактировал Илья Кормильцев. В одном ряду с ними он и должен рассматриваться. Это концептуальная акция, направленная на подрыв общественного сознание, убежденного в том, что рок - это то, что звучит по радио. Для неокрепших мозгов, взращенных на этом жиденьком субстрате, проект "чужие" подобен бомбе… Бомбе, после взрыва которой спадают шоры и рушатся стены, и становится видно, что музыка гораздо шире и глубже, чем принято считать, что есть в ней еще нехоженые тропы и непокоренные вершины. Узок круг, понимающих это, страшно далеки они от народа… И альбом "Подполье" вполне мог бы так и остаться музыкой для своих, если бы изначально не был ориентирован на "чужих".
Андрей Щербак-Жуков
Full Pompilius
|