Вступление
1978-1984
1985
1986
1987
1988
1989
1990
1991
1992
1993
1994
1995
1996
...
2007
|
|
1990. Второе дыхание
наугад
1. Новый состав, новые
идеи, новый звук
Зима-весна - 90. Дебют в
Берлине, концерты в
Свердловске, тур по Прибалтике
__Несмотря
на то, что по итогам 89-го года
"Наутилус" занял второе
место в хит- параде ТАСС,
популярность группы начала
идти на убыль. Для широких масс
не осталось незамеченным то
обстоятельство, что в течение
целого сезона группа не дала ни
одного живого концерта. Как
следствие в итоговом
хит-параде украинской
"Молодой гвардии"
"Наутилус" был назван
"разочарованием года", а в
"Московском комсомольце "
разочарованием года- 2".
__Тем временем
ситуация внутри группы в
очередной раз изменилась. На
этот раз в лучшую сторону.
Бутусов оперативно набирает
новый состав, полностью
состоящий из ленинградских и
московских музыкантов: Игорь
"Гога" Koпылов (экс-
"Петля Нестерова") - бас,
Александр Беляев
(экс-"Телевизор") - гитара,
Игорь "Джавад" Джавад-заде
(экс-"Арсенал") - ударные.
Потенциал и перспективы этого
проекта являлись загадкой для
многих - уж слишком разную
музыку играли дебютанты группы
до своего прихода в
"Наутилус". И если с
Джавадом все было более или
менее ясно - один из лучших
барабанщиков страны,
появившийся в группе "по
наводке" Кинчева, мог
сыграть практически любой
ритмический рисунок, то Беляев
и Копылов в своих прежних
проектах ориентировались на
музыку, имевшую очень мало
общего с тем, что делал до этого
"Наутилус". Вспоминает
Игорь Копылов:
__"Мне
тогдашний "Наутилус" дико
не нравился. В первую очередь -
из-за допотопного звучания
клавиш. В "Петле
Нестерова" мы минимальным
составом из трех человек уже
давно перестроились на
гитарную музыку и ничего
другого просто слушать не
хотели. Уж очень сильно достала
массовая депешмодовщина
вокруг. Ещё недолюбливал
переизбыток "тарелок" -
хотелось побольше "мяса" и
драйва".
__Вскоре
выяснилось, что к новому звуку
стремился и Бутусов: "Я уже
давно хотел внести в саунд
группы новые краски. В начале
восьмидесятых для меня толчком
послужила "новая волна"
как форма. Теперь меня больше
привлекают монстры -
"Роллинг Стоунз", Игги Поп,
Лу Рид.
__В январе у
группы появилась возможность
записать несколько песен в
Москве в ДК Горбунова. К этому
времени "Наутилус" успел
отрепетировать с полдесятка
композиций - совсем свежие
"Музыка на песке", "Как
падший ангел", "Родившийся
в эту ночь" и несколько
старых - в частности,
"Бриллиантовые дороги" и
"Тихие игры". Они и были
зафиксированы на пленку - с
помощью еще одного музыканта
"Арсенала'' Льва Орлова (сына
диссидента Орлова, много
помогавшего Сахарову),
подыгравшего группе на
гармошке. Долгое время
оригинал этой 20-минутной
демо-записи считался
утерянным, пока рулон с пленкой
не был случайно обнаружен
Бутусовым у себя дома в
процессе субботника.
__В феврале
новый "Наутилус"
дебютировал на фестивале в
Восточном Берлине. По
воспоминаниям Бутусова, это
был один из последних
фестивалей "
социалистического духа ".
__Идея
восстановления единой
Германии тогда главенствовала
настолько, что все остальное
уже не имело значения. Новая
программа находилась еще в
достаточно сыром состоянии, и
была определенная логика в том,
чтобы ее обкатка состоялась
вдали от дома. Но желаемого
смотра сил не получилось.
Практически без настройки
"Наутилус" отыграл четыре
песни - в условиях, максимально
приближенных к боевым. Вокруг
царила суета, музыкантов
постоянно било током, коротили
шнуры, фонили динамики. На
последней композиции у Беляева
порвалась струна, и песню
пришлось доигрывать втроём:
барабаны-гитара-бас. В такой
хаотичной обстановке прошло
первое живое выступление
группы.
__Меньше чем
через месяц "Наутилус"
приехал в Свердловск, где дал
три сольных концерта и принял
участие в фестивале местного
рок-клуба. Новая программа
охладила пыл публики не хуже
ушата холодной воды или
дубинок выстроившегося у сцены
оперотряда. Концерт начался с
барабанного соло Джавада. Он
появился на сцене в платке, в
темных очках, коротко
стриженый и стартовал с
барабанной интродукции на двух
"бочках", с применением
четырех альтов, октабанов,
тома, штук шести "тарелок",
целой батареи
"лайн-бэллов". Затем
барабанное соло плавно
совместилось с эффектным
басовым риффом Копылова, и
группа начала играть "Отход
на Север", измененный до
неузнаваемости и доведенный до
предела безысходности.
Свердловские зрители были в
растерянности - перед ними
стоял абсолютно другой
"Наутилус", который
связывали со старым лишь
тексты Ильи Кормильцева и
вокал Вячеслава Бутусова. Это
был принципиально иной подход
к звуку и к построению
композиции. В новой музыке не
было слащавости и кича, не было
традиционного тандема
"клавиши-саксофон",
куда-то пропала былая
помпезность. Взамен появился
скрытый нерв, внутренний
надрыв, жесткая гитарная
динамика, заструктурированная
в сложные ритмические рисунки.
Окончательный итог отрыву от
народа и от минувших идеалов
подчеркнуло выступление "на
бис", во время которого
вместо привычного "Гуд бай,
Америка" нежданно-негаданно
прозвучала битловская "I Love
Her". Прогнозировать, чего
можно ожидать от такой группы в
ближайшие недели или месяцы,
пожалуй, не мог никто. В этот
самый момент на "Наутилус"
обрушилось с небес приглашение
в Америку.
Прощание (1989)
Russians are
coming! "Наутилус" в Нью-Йорке
|