Вступление
1978-1984
1985
1986
1987
1988
1989
1990
1991
1992
1993
1994
1995
1996
...
2007
|
|
1978-1984. Алибутилус
1. Из жизни
архитекторов. "Они ездили в
агитки в Архитектурном
институте"
"Чтобы картошку
не копать, они ездили в
агитки..."
Егор Белкин
__А начиналось
все в 1978, когда в Свердловский
архитектурный институт
поступили Бутусов
Вячеслав и Умецкий
Дмитрий. И отправились на
картошку в деревню Мамино.
Работали от зари до зари, а
вечером студенты, у кого сил
хватало, жгли костер,
развлекались, как могли. Там, у
костра, и возник прообраз
будущего "Наутилуса" под
названием "Медный таз".
Таз и правда был, натурально
медный, нашли его абитуриенты
Умецкий и Гончаров на
свалке. Гончаров по нему
колотил, Умецкий бренчал на
гитаре, пели оба, звучало, по
воспоминаниям очевидцев,
ужасно, но бодро. Там же, у
костра сидел вечерами и Слава
Бутусов. Его называли
"Отдельный герой":
красивый, небритый юноша, он
слишком явно выдавался из
общей массы. Нетрудно
догадаться, что этот
"герой" и составил
основную конкуренцию группе
"Медный таз".
__Слава пел
"Отель Калифорния",
чрезвычайно популярную тогда
песенку "Иглз" с
псевдоанглийской тарабарщиной
вместо слов. Пел низким,
хриплым голосом, о нем до сих
пор вспоминают тогдашние
абитуриенты и особенно
абитуриентки... Одним словом,
обратил на себя внимание. И
девочек, которые провожали
Славу очень пристальными
взглядами, и парней, которые
этим девичьим взглядам не
очень-то радовались, и - заметим
особо - основателя группы
"Медный таз" Димы
Умецкого.
__Потом пошла
учеба. В Архитектурном
институте всегда было принято
хоть чем-то, но выделяться,
производить впечатление
творческое, и тут студенту
Бутусову талантов было не
занимать: его рисунки уже на
абитуре расходились по рукам, в
аудиториях преподаватели
выделяли его сразу и
однозначно, а годы спустя чуть
ли не хором жалели, что такой
архитектурный талант
пропадает. Талант, правда, имел
обыкновение задумывать
проекты великолепно, но "до
ума" доводил их редко,
интерес пропадал. Весьма
существенное свойство, о
котором единогласно вопиют
очевидцы, заключалось в
некоторой славиной
мягкотелости, странно
дополнявшей очевидную славину
талантливость.
__Умецкий тоже
был явно не без талантов, хотя и
несколько особенных:
своеобразен, смешил всех, кого
ни попадя, хохмил, балагурил,
внешность имел нарочито
несерьезную; но иногда за
шутовством проглядывало умное
лицо очень непростого
человека. Редко и незаметно. И
как раз Умецкий высказывал
время от времени идею: а не
создать ли рок-группу?..
Высказывал разным людям, один
соратник у него был: Игорь
Гончаров, рубаха-парень,
душевный, симпатичный, вечно с
улыбкой до ушей. Нужен был еще
как минимум один... Тогда и стал
Дима присматриваться к
Бутусову.
__А
Бутусов ни о каком рок-н-ролле
не думал, Бутусов свободное
время проводил в редакции
институтской газеты
"Архитектор", в те годы
месте популярном, там была
своя, особая, веселая жизнь. В
которую как раз и вламывался
время от времени рок-н-ролл...
Так что первое столкновение
славино с музыкой происходило
в рамках обстоятельств
журналистских: в 1981 году
состоялся первый свердловский
рок-фестиваль, прошедший под
эгидой Архитектурного
института ("САИ-1981"),
освещением которого и
занималась газета
"Архитектор". И Слава по
заданию редакции брал интервью
сперва у Насти Полевой,
тогда солистки "Трека", а
затем, отчаянно робея, у лидера
группы "Урфин Джюс" Александра
Пантыкина. Робел, кстати
сказать, не на шутку, даже
попросил для храбрости дать
ему девочку в помощники... Сам
Пантыкин такой эпизод не
помнит.
__Однако,
между редакцией и знаменитым
рокером завязались кое-какие
отношения, и вскоре Сан Саныч
Пантыкин попросил
архитекторов нарисовать
эмблему "Урфин Джюса". И
Бутусов изобразил "козью
ножку", до сих пор
красующуюся на обложке альбома
"УД" "Путешествие"...
Изобразил, кстати говоря,
наскоро, черной шариковой
ручкой, доделывать пришлось
его однокурснику и приятелю Ильдару
Зиганшину. Слава редко что
доделывал, ему всегда было
некогда.
__Вскоре он
уже вместе с Зиганшиным
придумали еще одну хохму, тоже
связанную с рок-н-роллом. Вот
как вспоминает о ней Ильдар:
"Журнал тогда польский был,
"Шпильки", страшно нам
нравился. И не помню, кто первый
принес рисунки на пантыкинские
песни, но появилась идея
сделать парню подарочный
альбом из этих пакостей. Берешь
строчку из песни, она сама по
себе абсолютно абсурдна и
предполагает все, что угодно, а
туалетная манера рисунков
подходит ко всему; чем
пафоснее, тем круче
получается... Рисовалось все
левой рукой, была у нас со
Славой договоренность, что мы
правой рукой не рисуем, только
левой. Постепенно получились
эти два альбома -
"Путешествие" и
"Пятнадчик". И
торжественно Сашке их вручили.
Я так подозреваю, он потом еще
долго обижался..." Впрочем,
дружбы с Пантыкиным тогда не
получилось, так себе, шапочное
знакомство после фестиваля.
__Который
оказал довольно сильное
влияние еще на одного
архитектора, на Диму Умецкого.
После фестиваля именно Дима
предпринял шаги, приведшие в
конечном счете к появлению
"Наутилуса". Шаги
заключались в том, что Дима
стал регулярно захаживать в
редакцию газеты
"Архитектор" и со Славой
разговоры разговаривать...
Вспоминает Зиганшин: "Слава,
он инертный человек, но Дима
чувствовал, что этот человек
"вывезет". Это понятно
было любому, даже не в плане
музыки, а во всех планах. Славу
можно было приставить к любой
совершенно области, и он бы
"вывез". Дима это понимал,
Дима его и сбил с пути
истинного. Другое дело, что
Слава сам был абсолютно к этому
готов. Хотя были какие-то
легкие препирания, насчет
"будет ли это хорошо,
перспективно ли?.."
Вступление | Группа из
Промобщаги
|