Вступление
1978-1984
1985
1986
1987
1988
1989
1990
1991
1992
1993
1994
1995
1996
...
2007
|
|
1987. С песней по
ступенькам
2. Пленум невеселых
композиторов
__В
начале марта по Свердловску
прокатилась весть: приглашают
в Питер с концертами, да не
просто с концертами, а на
выездной пленум Союза
композиторов, где будут все
советские махры от композиции,
а играть придется чуть ли не с
"Аквариумом". Впечатление
новость произвела
ошеломляющее, рок-н-ролльная
жизнь была напрочь
парализована, все с жаром
обсуждали, ехать или не ехать.
Общественность разломилась на
сторонников - кто помоложе, и
противников - кто постарше и
поопытней. К слову сказать, те,
кто постарше к тому времени
были в общем-то без работы, но
зато с жаром запугивали
отчаянных храбрецов, которым
как раз было, что показать.
__Наусы
оказались в эпицентре,
поскольку выяснилось, что на
собственно пленуме вкупе с
Аквариумом выступать
предстоит именно им. Сейчас уже
трудно понять ту атмосферу, но
это на самом деле было страшно.
Тем более, что Дима и Слава не
очень-то в себя верили,
Кормильцев не верил никому
вообще, а друзья и приятели не
хотели в них верить... Пантыкин,
к мнению которого всегда
старались прислушиваться, на
каждом углу агитировал против,
а сущая сумятица в головах
началась с приездом Майка: он
сообщил, что на сцене ЛДМ
выступать нельзя ни с
Аквариумом, ни с прочими
ленинградскими супергруппами,
потому что "они вас
сделают"... Атмосферу
нагнетали все подряд, включая
людей просто посторонних, и все
подряд боялись. Правдами -
неправдами пытались
"отодвинуть" от поездки
Шахрина, хотя никто не знал,
зачем, собственно, его вместе с
"ЧайФом" отодвигать...
Бутусова Белкин
"уговаривал" чистой
водкой, ему почему-то страшно
хотелось ехать, хотя сам
боялся, быть может, сильнее
прочих.
__В результате
вылетели 3 апреля в Питер,
пребывая в состоянии
недоумения и нерешительности,
в составе "Нау", Белкин и
"ЧайФ". По дороге
бедокурили, подъехали на
Икарусе к святому для каждого
советского рокера месту по
адресу Рубинштейна 13, где вой
произошел беспричинный, но
изрядный. В ЛДМ устроились по
номерам, и в первый вечер никто
- ко всеобщему изумлению - даже
не напился.
__Утром
следующего дня началась
форменная паника: потерялся
Лешка Могилевский. Должен был
прилететь, но задержался по
причине похода на какую-то
свадьбу, где нарезался и
самолет проспал. Тон задали
"чайфы", концерт
происходил в 12.30 дня, народу
набралось от силы ползала, но
чайфы вышли на подвиг, и они его
совершили. Махры в виде
Бутусова, Умецкого и Белкина
напряженно наблюдали из-за
кулис, как встает на уши
огромный, пусть полупустой,
ЛДМовский зал. Махрам
становилось все тревожней.
__Могилевский,
играть которому предстояло и с
"Нау", и с Белкиным,
приехал только в шесть вечера,
в 20.20 начался концерт.
"Нау", Белкин,
"Присутствие". Еще перед
началом возникло такое
напряжение, что кончиться все
могло чем угодно, сорваться мог
каждый, но на "Разлуке" зал
сперва завыл, потом засвистел и
вдруг грянул дурными овациями,
масть пошла. После "Гуд бай,
Америки" в зале стояла
форменная паника.
__Счастливые
наусы рванули переодеваться,
им предстояло тут же выходить в
белкинском составе; лучше бы
они этого не делали. Как бы то
ни было, Белкин провалился, и со
страшным треском. А за компанию
проваливаться пришлось Диме со
Славой. Публика не рассмотрела
в них только что покинувших
сцену "Наутилусов", и
почему-то на Диму обратилась
праведным гневом в виде
бутербродов с колбасой,
которыми принялась в него
кидаться. Колбаса была
полукопченая, от чего не
легче...
__Со сцены
уходили зашуганные, как после
драки со старшеклассниками, а
тут еще Шевчук подъехал,
который сам буквально за
полчаса до того провалился на
собственном концерте, по
поводу чего неслегка выпил. И
устроил похохотать, ревел:
"Металлисты!" (а одеяние у
Белкина и правда было по
непонятным причинам
металлическое). Швырял Белкина
в огромное зеркало в коридоре,
подвернувшегося Пантыкина
треснул лбом в переносицу,
только очки по коридору
зазвякали, а Бутусова отчего-то
назвал Борзыкиным, нежно обнял
и аккуратно оборвал тому все
пуговицы с пиджака. Из ЛДМа
Шевчука уносили силой и на
руках. Белкин исчез, в тот день
никто его не видел. А Дима со
Славой незамедлительно впали в
прострацию.
__На утро, утро
долгожданного пленума, они
заперлись в номере с пришлой
девицей и стали пить портвейн.
Свердловская рок-н-ролльная
делегация занервничала,
попыталась было вернуть
заблудших овец на путь
истинный, но последние решили
всем доказать, что никакие они
не овцы, с каковой целью и стали
швырять из окна восьмого этажа
пустые бутылки, только что
освобожденные от портвейна. У
дверей номера за день
перебывали представители
рок-общественности обеих
столиц плюс столицы Урала,
администрация Ленинградского
дворца молодежи, менты
какие-то; "Наутилус"
спьяну решил выдавать себя за
"Варяга". Но поскольку в
закрытом помещении портвейн
неминуемо должен был когда-
нибудь кончиться, очухались
примерно за час до концерта.
__Отбиваясь от
Кормильцева, который как раз
окончательно проклял тот час,
когда решился связать судьбу с
алкоголиками, Слава с Димой
неверной походкой тронулись на
сцену. Там бродил благостный
Гребенщиков и со всеми
подозрительно вежливо
здоровался.
__Вокруг шли
приготовления к
ответственному концерту, на
дверях торчали милицейские
посты, нигде, никого и никуда не
пропускали. В зале кучковались
милиционеры и камеры
телевидения, и тут концерт еще
раз оказался под угрозой срыва:
выяснилось, что остальным
свердловчанам, включая
самых-самых махров, не дали
билетов. И рок-клубовцы вполне
в комсомольских традициях
этого заведения приняли
коллективное решение:
поставить организаторам
ультиматум: или билеты
свердловчанам, или играть не
будем. Положение спас Илья, за
что на него еще долго все
обижались: поэт заявил, что
плевать ему на всех, "Нау"
играть будет в любом случае...
__На
сцене у Славы стало плохо с
голосом, Слава все время мотал
головой и пил воду, что не
мудрено после такой
подготовки... Под сценой бродил,
наливаясь мрачными
предчувствиями, Давид
Тухманов, он отвечал за
мероприятие. Маялся. В "Шаре
цвета хаки" Слава забыл
последний куплет, привычно
дождался, когда музыканты
бросят играть, подошел к
микрофону и сказал:
"Нельзя". Зал решил, что
дальше петь - дело и вовсе
криминальное, радостно
зашевелился. Телевизионщики
заводили камерами; Тухманов
вообще пропал... Худо-бедно
доиграли, в зале творилось
странное бурление, несколько
затушеванное телевизионщиками
с софитами и камерами, с
профессиональным, почти кэ-гэ-
бэшным любопытством
шнырявшими по рядам, отчего
становилось совсем неуютно.
__Со сцены
ушли, судорожно додумываясь,
что же произошло - то ли провал,
то ли еще что, но вслед за
"Нау" рванули фотографы,
радио, телевидение, просто
журналисты, и примерно через
полчаса до героев наконец
дошло, что на самом деле
приключился триумф.
__Гребенщиков
во втором отделении был
профессионален и неожиданно
скучен, свердловчане даже
растерялись; публика частично
балдела, частично расползалась
по фойе; композиторы
размеренно перемещались в
буфет.
__Гвоздем
вечера был "Нау", и вбит
этот гвоздь был прямо в пленум
несчастных композиторов, что
стало ясно на последовавшем в
Зеркальной гостиной
обсуждении, которое, впрочем,
назвать таковым было трудно;
композиторы молчали.
Посеревший Тухманов сидел
безразлично и даже чему-то
улыбался. Постепенно, нехотя
разговорились, возникали то
музыковеды, лепившие нечто
благостное, то какой-то
рабочий, стихи читал... Во время
выступления Гладкова на сцену
выскочила Ната из "Зомби"
и крикнула, что Тита забрали в
ментовку. Началась паника, а
Тухманов почему-то дал слово
Родиону Щедрину. Тот вздохнул и
сказал:
__- А что?.. Все
мы "скованные". Я, лично,
скованный...
__Композиторы
насупились.
__Вечером в
гостинице пошли разборки
против алкоголя; с криками, с
обвинениями, с
доказательствами вреда
водкопития... А когда пафос
достиг вершины, Коля Грахов
неожиданно предложил выпить. И
выпили.
__Как бы то ни
было, для "Наутилуса" это
был первый "шаг наверх".
Гастроли с барьерами
| На
Поклонной горе
|