Вступление
1978-1984
1985
1986
1987
1988
1989
1990
1991
1992
1993
1994
1995
1996
...
2007
|
|
1986. Прорыв
2. Немного теории
Косвенное обоснование
необходимости Могилевского,
профессионализма и др..
__Появление
Могилевского, которое внешне
воспринималось почти как
недоразумение, в реальности
было логичным и даже
необходимым. Здесь нам следует
совершить небольшое
лирическое отступление на тему
хваленого свердловского
профессионализма, ради чего
процитируем газету
"Московский комсомолец"
(30.07.87):
__"В Москве
утвердилось своеобразное
отношение к свердловским
рокерам: это замечательные
музыканты, обладающие
настолько весомым багажом
профессионализма, что с такой
тяжестью за плечами им весьма
непросто преодолеть рубеж
десятилетий: 70-х и 80-х. Хотя
вдумчивый исследователь уже в
83-м мог бы предположить, что
группа, которая сумеет, не
теряя присущего свердловчанам
профессионализма, соотнести
свое творчество с актуальными
и болезненными проблемами,
неминуемо выйдет в конце
концов на первые места в
советской рок-музыке. Такой
группой стал "Наутилус".
__О
профессионализме группы и даже
музыкальной ее изощренности
говорено и писано немало,
однако профессионализм
"Нау" - явление странное.
Хотя бы потому, что Слава
Бутусов на гитаре играл плохо.
А Диме Умецкому не очень-то
удавалась игра на басу... Лидеры
группы изначально в
профессионалы не годились, в
чем сами себе вполне отдавали
отчет. Но в Свердловске играть
плохо было даже стыдно.
__Краеугольным
камнем наутилусовского
"крепкого" звучания стал
Витя "Пифа" Комаров, у него
было несколько странное, но
по-своему совершенное чутье на
крепкую клавишную фактуру.
Вторым подспорьем во времена
от "Невидимки" до
"Разлуки" стал синтезатор
типа "Ямаха ПС-55",
простенькая машинка,
созданная, по японской задумке,
для домашнего и детского
музицирования. Для каковой
цели и был в нем встроен
драм-бокс, электрическим путем
имитировавший игру
глуповатого, но достаточно
уверенного барабанщика.
__Для
"Невидимки" этой пары
оказалось достаточно, однако
музыка менялась, становилась
сложнее, обрастала совершенно
новыми по духу текстами и скоро
окончательно переросла и
аранжировочные, и
исполнительские возможности
троицы архитекторов. Возникала
пустота, с которой и пытались
справиться весь 1985 год.
Заполнил ее приход
Могилевского, композитора,
саксофониста, клавишника,
вокалиста и аранжировщика.
Леха и определил будущую
характерность звучания и
аранжировок "Нау" времен
его "золотого века". Не
говоря уж о том, что был он
выпускником не архитектурного
института, а музыкального
училища им. Чайковского,
заведения во всех смыслах
достойного.
__Кстати,
впоследствии, во время
многочисленных кадровых
пертурбаций, Слава брал в
группу только профессионалов
и, желательно, со специальным
образованием. Барабанщики Алик
Потапкин - экс-"Флаг",
музучилище; Володя Назимов -
экс-"Урфин", училище; Игорь
Джавад-заде -
экс-"Арсенал". Клавишник
Алексей Палыч Хоменко - этот
просто везде переиграл и
некоторым музыкантам чуть ли
не в отцы годился; гитарист,
звукорежиссер,
мультиинструменталист,
вокалист и композитор Володя
Елизаров годился в дяди... И так
далее. А потом - и сам Слава
научился.
__Однако с
приходом Могилевского не все
было ясно: его в то время
постоянно брал в группу
Пантыкин, стать "Урфин
Джюсом" считалось великой
привилегией; понимал это Леха,
понимали и Слава с Димой. Но в
"Урфине" дела шли к
почетной кончине, скандал
случался за скандалом, и после
каждого Пантыкин с
малопонятной стабильностью,
хотя и без особых оснований,
Могилевского обратно выгонял.
А потом опять брал... От
урфинджюсовской кадровой
суеты Могилевский к июню, то
есть к первому фестивалю
рок-клуба, совершенно
запутался. Наусы ждали. На
фестивале взорвалась
последняя бомба: "Урфин
Джюс" выползал на сцену
тяжело, с очевидным намерением
провалиться, что успешно и
сотворил на глазах
многочисленной публики. Дело
было не в Лехе, а в метафизике,
но и он в тот день постарался,
как раз к концерту пьян был до
полной невменяемости. Его
спешно мыли, прогуливали,
материли, после чего выгнали на
сцену. Ну Леха и наиграл...
__"И меня
выгнали из "Урфин Джюса", я
ушел заплаканный совершенно.
Славка меня обхватил, сказал:
"Не плачь, завтра
реабилитируешься." А на
следующий день - полная победа.
И Славка оставил меня при
"Наутилусе". (Из интервью
А. Могилевского.)
__Забавно, но
обстоятельства инцидента еще
долго вызывали в Свердловске
подозрения, поскольку чьей-то
доброжелательной рукой Леха
как раз перед концертом уведен
был на берег реки Исети, а там
уже при участии того же
доброжелателя доведен до
кондиции. Возникли сомнения, а
не задумано ли мероприятие и не
осуществлено ли именно
Бутусовым, ибо Славу в тот
момент никто не видел. Мало кто
знает, что деяние это на самом
деле совершил Белкин,
урфиновский гитарист, просто
признаться у него духу не
хватило. Так или иначе,
Могилевский стал четвертым из
"Нау", и это было хорошо.
__Теперь
к вопросу "о бананах и
маечках". Весь
посленевидимковский период в
манере одеваться и поведении
на сцене Слава с Димой все еще
пытались отыграть образ,
созданный в студенческие
времена "Группой из
Промобщаги", то есть
всячески кривляться,
извиваться, в чем были они со
своей худобой и странной
пластикой более чем забавны,
но, к примеру, с суровым текстом
"Князя тишины", написанным
венгерским поэтом-символистом
Эндре Ади в начале века и
непонятно как попавшим к
Бутусову, ужимки и прыжки явно
не вязались. А с последующим
репертуаром кривляться
становилось и вовсе странно.
Клоунада, каковой они по сути и
занимались, все больше
противоречила песням, которые
еще в материале
"Невидимки" уже с натяжкой
можно было отнести к
"ерническим", а с каждой
новой работой "Нау" все
дальше уклонялся в сторону, с
клоунством несовместимую.
Концерт имени Пантыкина
Лето,
фестиваль и "Разлука"
|