И.КОРМИЛЬЦЕВ, О.СУРОВА г.Москва РОК-ПОЭЗИЯ В РУССКОЙ КУЛЬТУРЕ: ВОЗНИКНОВЕНИЕ, БЫТОВАНИЕ, ЭВОЛЮЦИЯ http://dll.botik.ru/az/lit/coll/rock1/02_kosur.htm Содержание сборника научных трудов "Русская рок-поэзия: текст и контекст" (Тверь, 1998) Эта работа появилась как итог спецкурса "Русскоязычная рок- поэзия как поэзия напевного строя", который в течение двух лет читается на филологическом факультете МГУ и посвящен феномену русскоязычной рок-поэзии как особого жанра. Задача статьи - попытаться определить особенности возникновения и бытования этого жанра в отечественной культуре и предложить некую схему его эволюции. Авторы отдают себе отчет в условности и неполноте, которой грешит всякая научная схема, неизбежно оставляющая за кадром множество интереснейших феноменов (так называемых "исключений из правила"), которые не укладываются в предложенную модель. Тем не менее мы старались, чтобы отбор тех фак- тов, на основе которых возникла наша гипотеза, не грешил произвольно- стью и не был основан только на личных вкусах и склонностях авторов. Потому в качестве опорного материала мы выбирали творчество круп- нейших рок-поэтов, традиционно причисляемых к "мейнстриму", и совсем немного внимания было уделено тем, кто располагается на маргиналии рок-поэзии как жанра, хотя их творчество представляет собой не меньший интерес и заслуживает особого разговора. Мы постарались проследить путь, пройденный отечественной рок- поэзией за три десятилетия - с середины 60-х до середины 90-х гг., сосре- доточив основное внимание на 70-х и 80-х гг. - именно в это время рок- поэзия как вербальный компонент рока оформляется в самостоятельный феномен. От этого периода нас отделяет известное расстояние, что пре- доставляет возможность более объективно исследовать тексты, созданные в то время. Современности же, в силу недостаточной временной дистан- ции, уделено гораздо меньше внимания. Говоря о 1993 - 1998 гг., авторы ограничились лишь некоторыми общими соображениями о смысле и осо- бенностях современного этапа существования рок-поэзии и о тех транс- формациях, которые этот жанр переживает в 90-х гг. Складывание советской рок-музыки Первые художественные феномены, укладывающиеся в это понятие, относятся к концу 60-х гг. К этому времени в Великобритании и США рок-музыка уже существовала как сложившийся жанр со своими канонами, эстетикой, традициями и мифологией. Появление советской рок-музыки естественным образом началось с заимствования готовых форм, но в силу языкового, культурного и поли- тического барьеров глубокое осознание, адаптация этих форм к отечест- венной социокультурной ситуации начинается гораздо позже - лишь к концу 70-х гг. Творчество пионеров жанра - многочисленных групп, та- ких, как "Рубиновая атака", "Ветры перемен", "Соколы", "Второе дыха- ние", - представляло собой воспроизведение произведений или западных исполнителей, или собственных подражательных опусов с макарониче- скими текстами, которые по большей части были фонетической имитаци- ей английской речи. Любопытной параллелью будет здесь цитата из "Исторической по- этики" А.Н.Веселовского. Размышляя о развитии текста как самостоя- тельного компонента примитивного поэтическо-музыкально- танцевального действа, он выделяет особую стадию, когда языковой эле- мент уже не состоит только из эмоциональных возгласов и мелодизиро- ванных выкриков, но еще и не превращается в связный текст и лишен се- мантики: "Поют на словах, которых не понимают; либо это архаизмы, удержавшиеся в памяти благодаря мелодии, либо слова чужого, соседнего языка, переселившиеся по следам напева <…>. При таких отношениях текста и мелодии первый является в роли стропил, лесов, поддерживаю- щих здание: дело не в значении слов, а в ритмическом распорядке <...>. Слова коверкаются в угоду ритма: в устах негров тексты Св.Писания и хорошо знакомых им церковных песнопений искажаются, лишь бы подог- нать их под условия ритма" [1]. В советском роке подобное положение со- храняется до середины 70-х гг. Существовало предубеждение против пе- ния по-русски, которое, как считали исполнители, разрушало сам стиль как таковой. Русский текст, по мнению даже таких авторитетов, как Алексей Козлов, не укладывался в ритмические и мелодические паттерны рок-музыки. Аудитория также возражала против первых опытов перейти на родной язык. Например, ленинградскую группу "Кочевники", попы- тавшуюся петь по-русски, несколько раз освистывали, едва не прогоняя со сцены, и вообще считали второсортной. "На "сейшенах" царили коря- вые местные Хендриксы, Клэптоны, Джимы Моррисоны и Роберты План- ты. Они самозабвенно копировали и редко понимали, о чем поют. А пуб- лика и не хотела ничего иного <...>. Русский язык считался чем-то вроде атрибута конформизма, знаком принадлежности к "вражеской", не-роковой системе ценностей" [2]. Публика воспринимала выступления бит-ансамблей (как их тогда называли) исключительно как сопровождение танцевальных вечеров, в то время как раритетные записи западной музыки оставлялись для домашне- го прослушивания. Молодежная рок-субкультура, которая начала формироваться в тот период, отличалась крайне низким уровнем вербализации. Единственное явление, заслуживающее в этой связи упоминания, - это возниконовение молодежного слэнга с большим количеством пиджинизированного анг- лийского, который в 70-х гг. лег в основу жаргона хиппи или Системы. Отсутствие текста как эстетически значимого компонента отметил Илья Смирнов - один из самых глубоких рок-критиков самиздатовской эпохи: "Характерно, что в воспоминаниях рокеров о 70-х годах мало цитат - в отличие от рок самиздата 80-х, буквально нашпигованного фрагментами текстов. Описание того, как Владимир Рекшан "выпиливал аккуратные соло на ярко-красной "Илоне-Стар-5", казавшейся в его могучих руках игрушкой, а потом внезапно гигантским прыжком перелетал через сцену", куда больше говорит нам о питерской группе "САНКТ-ПЕТЕРБУРГ", чем тексты типа: Любить тебя, в глаза целуя, Позволь, Как солнцу позволяешь Волос твоих касаться <…> Впрочем, если главной задачей наших рокеров является приобщение соотечественников к новейшей музыкальной культуре метрополий, то му- зыка, как язык интернациональный, имеет основополагающее значение <...>. И тем не менее подростки, которые орали немелодичными голосами в скверах, "Все очень просто, Сказки - обман, Солнечный остров Скрылся в туман" своими нарушающими общественный покой криками возвестили новое явление в нашей культурной жизни..." [3]. Первые серьезные опыты пения по-русски относятся к середине 70- х гг. Нужно отметить, что в англоязычной рок-музыке исходной точкой является музыкальная революция 50-х гг., связанная с открытием новых музыкальных форм, которые только впоследствии обретают адекватное вербальное наполнение почти через 10 лет, в середине 60-х гг. с появлением генерации новых поэтов - в первую очередь Боба Дилана, Джима Моррисона. В России же только со второй половины 70-х гг. происходит своеобразный синтез заимствованных музыкальных и поэтических форм и национальной поэтической традиции, которая существовала до появления рок-музыки. Это было связано с особенностями социальной ситуации в России, с существованием жесткой идеологической цензуры, которая способствова- ла развитию непечатной, альтернативной и, в частности, синкретической культуры. Этот процесс происходил уже в Х1Х в. Цензура советского пе- риода была не более жестокой, хотя и более всепроникающей, чем в цар- ской России. Цензура вытеснила часть культурного процесса в устную и рукописную область бытования. Примеры такого рода, которые мы под- робнее рассмотрим позже, - это самиздатовская поэзия и бардовская тра- диция. Появление текста как значимого компонента рок-музыки в англо- саксонской и российской традиции можно описать следующей схемой: Англо-саксонская традиция Российская традиция революция в музыке заимствование готовых (рок-н-ролл 50-х гг.) музыкальных форм (60-е гг.) с последующей адаптацией к языку появление адекватного совмещение готовых вербального наполнения заимствованных (Дилан, Моррисон и др) музыкальных форм с национальной поэтической традицией революция в поэзии "Музификация", мелодизация слова генерация новых поэтов осознание и освоение англоязычной рок-поэзии, адаптация ее к отечественному социокультурному контексту Середина 70-х гг. Рок-барды. Московская школа Первые авторы, создавшие полноценнные поэтические тексты на родном языке в рамках начавшей складываться рок-эстетики, Андрей Ма- каревич ("Машина времени"), Константин Никольский, Алексей Романов ("Воскресение") появляются среди групп, использовавших английские и макаронические тексты. Их особая роль на фоне этой традиции была не очень заметна, тем более, что пение по-русски не отвечало ожиданиям публики. Специфическая черта этих текстов - эскепистская установка, герметичность поэтического мира, который сводит к минимуму сопри- косновение с жизненными реалиями. Эта установка приходит в первую очередь из "Системы" - советского варианта хиппистского движения. Огромную роль сыграла и лирическая струя в бардовской традиции. Вообще роль этого жанра в формировании рок-эстетики в Советском Союзе трудно переоценить. Фигуры Макаревича, Никольского и Романова дают представление о том, что бардовская традиция была в значительной степени колыбелью рок-поэзии. В бардовской традиции довольно отчетливо выделяются два на- правления - ангажированное и лирическое. Последнее отличает романти- ческий эскепистский пафос - стремление к созданию "альтернативного" мира, не соприкасающегося с реальностью. Такое разделение бардовской песни во многом объяснимо разницей поколений - ангажированность бар- довской лирики была связана с атмосферой хрущевской оттепели, с соци- альными надеждами и политизированностью интеллингенции (А.Галич, Ю.Ким, отчасти А.Северный, определенный пласт творчества Высоцкого). В бардовском движении середины 70-х гг. нарастает эскепизм, отражав- ший в большей степени эпоху брежневского застоя (Окуджава, Визбор, Суханов, Никитины, Клячкин, Егоров и др.). Топосы бардовской лирики этого времени - дорога, путешествие, романтика походов, костров, пала- ток в лесу, туманов, рассветов и т.д. Макаревич, Никольский и Романов следуют по преимуществу этому течению. Занимаясь анализом формы и содержания бардовской лирики и рок- поэзии "Машины времени" и "Воскресения", мы не найдем практически никаких различий, зато черты сходства многочисленны и очевидны: * рафинированный литературный словарь, избегающий слэнга, вульгаризмов и других маргинальных форм речи; * абстрактная образность - условность декораций (реки, мосты, дома, костры, лес, поле и т.д.) и вневременной характер лирики. Нет конкретики, реалий - по причине "травмированности жизнью". Действие происходит "всегда и везде" и в то же время в силу отсутствия привязки ко времени и месту - нигде и никогда; * романтика "шатобриановского типа". Основные мотивы - разочарование, усталость, намек на утраты, перенесенные в прошлом; те- ма путешествий, творчества как форм эскепизма; * абстрактность лирического героя - это некий философст- вующий, страдающий и горько разочарованный интеллигент, ощущающий себя лишним человеком; * внимание к нравственно-этической проблематике, порой доходящая до дидактизма (особенно эта тенденция заметна в текстах Ма- каревича, который к тому же прекрасно владеет эзоповым языком). Нрав- ственная проблематика рассматривается скорее в "экзистенциалистском" ключе - герой ответствен только перед собой, без поправки на "другого", без требований социальной адаптации. Речь идет о некотором внутреннем "кодексе чести". Ведущими жанрами здесь оказываются дидактическая притча, басня ("Костер", "Хрустальный город", "Скачки" Макаревича); * отклонения от романтической установки в сферу бытопи- сательства или социальной критики выдержаны в духе Высоцкого или Галича ("Кафе "Лира" Макаревича). Что касается поэтической формы, то она практически без изменений заимствована из бардовской поэзии. Это симметричная строфа, структура "куплет-припев" (так называемая "квадратная форма"), принятая рифма. Музыкальная форма остается балладно-романсовой. У "рок- бардов", по сравнению с такими группами, как "Сокол", "Рубиновая ата- ка", резко падает сложность музыкальной формы, меняются ориентиры - классика западного арт-рока (Led Zeppelin, Deep Purple и др.) перестает быть образцом. Как только текст оказывается в центре внимания, начина- ется упрощение музыкальной формы, подчинение ее поэтическому тексту. Итак, к середине 70-х гг. в рок-музыке появляется русский текст, но он еще не "свой" - ни по форме, ни по содержанию он существенно не от- личается от бардовского. Еще нет своего особого круга тем, словаря, по- этической формы. Что же позволяет нам говорить о Макаревиче и Ни- кольском как о рок-поэтах? Различия в данном случае коренятся par excellence во внешних при- знаках, отличавших один жанр от другого: * электричество и аранжировка (структура рок-группы с бо- лее жестким битом), которые использовались рок-группами в отличие от акустического сольного исполнения под гитару у бардов. Тем не менее еще раз подчеркнем, что музыкальная форма у "Машины времени" и "Воскресения" - это, по сути, тот же бардовский балладно-романсовый круг, исполненный в электрическом варианте и с ударными. Границы между этими жанрами настолько размыты, что если эти композиции исполнить без электричества, а сольно, под гитару, то они встанут на свое место в бардовской традиции; * возрастная разница, принадлежность к разным поколе- ниям. С ней связаны: * разный внешний антураж - сценический имидж, "при- кид", часто эпатирующий (длинноволосые прически, брюки клеш и т.д.); * разный круг аллюзий, культурный контекст. Хороший пример - текст Макаревича "Кого ты хотел удивить", где заметны приме- ты времени - отсылки к "Системе", "детям цветов", упоминаются модные прически, "битлы"; * первые попытки использовать блюзовую форму - у Мака- ревича ("Блюз о безусловном вреде пьянства") и у группы "Воскресение". Макаревич и Никольский всегда сознавали свою близость к бардам. Их разводила только принадлежность к разным поколениям и разному культурному контексту. Эта пуповина, соединявшая два жанра, никогда не обрывалась, позже проявившись в творчестве многих рок-поэтов, в первую очередь у таких крупных фигур, как Башлачев и Шевчук. Показа- тельным примером стал юбилейный вечер Б.Окуджавы в 1992г., куда при- была и "рокерская фракция" - те поэты, которые сознавали себя "духов- ными детьми" бардов (Макаревич, Шевчук). Отдельного упоминания заслуживает еще одно направление в "мос- ковской школе", ориентированное на использование чужих текстов (Д.Тухманов ("По волне моей памяти"), А.Градский, в основном привле- кавший поэзию "серебряного века"). Этому направлению в той же мере свойственна установка на "вечные" вневременные темы и сюжеты, та же притчевость и дидактика, которая, впрочем, иногда наполнялась социаль- ностью и острой злободневностью - в силу привязки к конкретной ситуа- ции (как, например, стихи Саши Черного в выступлении Градского 3 де- кабря 1983 г. в ДК им.Русакова в Москве вместо сорванных концертов "Аквариума"). Субкультура (конец 70-х - 1986 г.) Место действия: ленинградский вариант В поэзии первых рок-бардов мы с большой натяжкой можем гово- рить о возникновении особого, самобытного поэтического мира. Форми- рование новой культуры начинается в середине 70-х гг. в Ленинграде. В первую очередь это появление Майка Науменко и "Аквариума" Б.Гребенщикова. Символика этого названия поистине говорящая - в ней отражена сама суть, квинтэссенция того периода в развитии отечествен- ной рок-культуры, который мы обозначили термином "субкультура". Смысл, цель и пафос субкультуры - создание своего мира, отделенного от окружающего невидимой, но непереходимой гранью. Первые стихотворные опыты ленинградской субкультуры (1974- 1975 гг.) оставляют впечатление ошеломляющей новизны. Все ранние тексты "Аквариума" и Майка Науменко ощущаются, в отличие от москов- ской рок-бардовской школы, как совершенно особый мир, который выде- ляется многообразием и специфическим колоритом. Это совсем иной пласт культурных аллюзий, другой ассоциативный ряд. В то время как Макаревич посвящает свои песни Высоцкому и Галичу, Гребенщиков ско- рее следует Блоку и Вертинскому. Если Романов и Никольский использу- ют литературный язык, расхожий поэтический штамп, то тексты Майка Науменко и Б.Гребенщикова насыщены слэнгом, языком, на котором го- ворили в Системе, в "Сайгоне" - т.е. языком того культурного сообщест- ва, о котором и для которого писались песни. Хорошей иллюстрацией может быть сравнение двух классических текстов, один из которых при- надлежит московской, а второй - ленинградской школе: "Ты или я" Мака- ревича (народное название "Солнечный остров", 1973 г.) и "Стань поп- звездой" Гребенщикова (1974 г.). У Гребенщикова мы видим насыщеность конкретикой, стихию молодежного жаргона, англицизмы. Это текст, ори- ентированный на вполне конкретный, замкнутый круг реципиентов. Почему же формирование новой культуры происходит в Ленингра- де? Одним из решающих факторов является различие, которое существо- вало между двумя столицами, - различие, определившее менталитет, об- раз жизни и культуру обоих городов. Всегда, даже при Брежневе, Москва была городом многих возмож- ностей, в том числе и возможностей для продвижения, удовлетворения социальных амбиций, и в большей степени, чем Ленинград, давала уста- новку на жизнестроительство, на карьеру. Например, происхождение Градского и Макаревича потенциально предоставляло им хороший плац- дарм для карьеры и преуспевания. Может быть поэтому, даже выбрав маргинальную область для самореализации, они оказались там на положении элиты и предпринимали усилия для достижения официального признания. Москва - это своеобразный "социальный винегрет", отлича- ющийся гетерогенной социальной структурой. Культурный слой в этом городе весьма разнообразен, и в нем происходит постоянная конвер- генция разных элементов. Маргинальные формы (рок-н-ролл, барды) перекрещивались с богемой, артистическим миром, происходило размы- вание граней. Практически невозможным было создание цельного эстети- ческого канона или замкнутого, обособленного художественного мира. Романовский Ленинград в 70-е гг. - это искусственно созданный пролетарский город благодаря импорту рабочего класса, созданию рабо- чих районов вокруг больших заводов (Кировский, "Электросила" и др.). В результате такой политики более тонкий и менее разнообразный (еще со времен блокады и послевоенных лет) культурный слой был еще более ис- тончен колоссальным приливом пролетариата. Социальная стратификация в Ленинграде была отчетливей, иерархичней, более взаимонепроницае- мой, каждый социальный слой был замкнут в себе. Это, по сравнению с Москвой, более однородная и унифицированная структура. В отличие от Москвы, которую можно было бы сравнить с откры- тым кипящим котлом, в Ленинграде в замкнутой среде процесс формиро- вания субкультуры идет ускоренно, как в автоклаве. Впоследствии разви- тие по "ленинградскому типу" в еще более концентрированном виде бу- дет происходить в других городах, где среда была более монотонной и монокультурной (Свердловск, Новосибирск, Архангельск). Отношения с внешним миром. Эскепизм Установка на "герметичность", характерная для ленинградской культуры, способствовала появлению новой формы бытования рок- музыки - как замкнутой субкультуры, существующей в себе и для себя. Эскепистский пафос - главное, что роднит обе школы, хотя "шатобриа- новское" бегство от мира московских рок-бардов и "аквариум", построен- ный ленинградской субкультурой, имеют во многом разную природу. Внешний мир занимает человека субкультуры только в тот момент, когда этот мир вмешивается в жизнь субкультуры, начинает ей мешать, навязывает себя. Герой занимает по отношению к окружающему миру пассивно-оборонительную позицию - этот мир ему неинтересен, контакт с ним сводится к минимуму. Герой не собирается переустраивать общество, менять установленный порядок вещей, а предпочитает не связываться с миром, сознавая, что он может быть опасен, из него исходит угроза ("Немое кино" Гребенщикова). Ему хорошо внутри своей культуры. Формулируя кратко, можно описать эскепизм субкультуры таким образом: * цель субкультуры - сотворение своего, особого, замкнутого мира. Стремление максимально ограничить контакты с миром внешним; * противопоставление "мы" и "они", но оно не носит характера про- тивостояния. Это скорее самоизоляция, добровольная алиенация, уход от социума в любом его проявлении (даже в лице школы, родителей); * бунтарский пафос - но конструктивный, а не деструктивный. Вме- сто изменения или разрушения существующего социума - создание сво- его, иного мира; * различие самоидентификации (определения себя изнутри) и внеш- них ярлыков, которые придумало общество - режим, масс-медиа, соци- альные институты - для обозначения субкультуры. Названия, придуман- ного в недрах самой субкультуры, не было. Общим для всех людей суб- культуры было то, что они играли рок-н-ролл (употребляется именно термин "рок-н-ролл", а не "рок-музыка"). Сами создатели субкультуры не думали о себе как о музыкантах в первую очередь. Главным было обще- ние, система представлений (общий круг чтения, интересов, музыкальных пристрастий, т.е. мифология), стиль жизни, нравы и быт тусовки. Рок- музыка была объединяющей деятельностью. В целом можно сказать, что субкультура родилась и первое время (до начала 80-х гг.) существовала как "домашняя игра". В условиях дефи- цита действия и дефицита новизны в брежневскую застойную эпоху, ко- гда никто не читал газет, потому что читать их было невыносимо скучно, когда новости по телевизору всегда были одни и те же и шли в записи, для молодого человека рок-музыка была в первую очередь развлечением. Это было общение единомышленников, объединение по интересам и, кроме того, способ самовыражения, игра, которая не надоедает - ведь пе- сен можно придумать много, их можно сыграть много раз и перед разны- ми людьми. К тому же на первых порах эта игра была относительно безо- пасной - в силу существовавшего в брежневском обществе суверенитета частной жизни. Тоталитарный режим был удивительно безразличен к ча- стной партикулярной жизни человека, пока она не выносилась за стены квартиры. Если странности или расхождение с принятыми нормами не принимали социального или политического выражения или антиобщественных форм, то режим, как правило, не вмешивался в эту частную жизнь. Суверенитет частной жизни был связан и с тем, что кризис в облас- ти идеологии был очень мощным. От идеологии остался только фасад. К этому времени кроме узкой прослойки верхнего эшелона КПСС - старых партийцев - на руководящих должностях никто не был всерьез заинтере- сован в сохранении старой идеологии. В обществе существовал неглас- ный консенсус - на кухне, как частное лицо, ты мог заниматься чем угод- но. Субкультура была "домашней игрой", и до тех пор, пока она была ча- стным делом, происходившим на квартирах и кухнях, в узком кругу "сво- их", против нее не было репрессий. Распространенная версия о том, что рок-культура в СССР возникла как движение молодежного протеста, - это миф позднейшей эпохи, когда рок-субкультура переросла в контркультуру и начался период "героиче- ских восьмидесятых" (точнее, конца восьмидесятых). Пока рок-н-ролл был субкультурой, его никто не поддерживал, но никто и не преследовал. Поскольку субкультура была "домашней игрой", то название, которое дал ей режим, впервые столкнувшись с ней, - неформальное объединение мо- лодежи - было сущностно верным. Рок-культура приравнивалась к объе- динению людей, собравшихся поиграть в покер или сходить на прогулку в парк. Режим забеспокоился позже, к середине 80-х гг., когда субкультура выросла, распространилась, когда расширился круг ее адептов и когда она стала превращаться в контркультуру. Идея двоемирия, существования одновременно в обыденной дейст- вительности и в волшебном мире "аквариума" (пользуясь предложенной выше метафорой), полугрезы-полуяви - частый мотив ранних стихов Гре- бенщикова. Например, "Блюз НТР" показывает нам расколотое "я" героя. С одной стороны, он функционирует как социальная единица - советский инженер, которому утром идти на работу; с другой стороны, он - единица субкультуры, живущий в ее мифической реальности. Доступ в этот таинственный мир открыт только посвященным. Это универсум, в основе которого - своя мифология, эстетика, свой быт, ук- лад и язык. Мир субкультуры складывался из разных "кирпичиков", это, по существу, постмодернистское образование, эклектичное по своей при- роде. Субкультура как форма бытования отечественной рок-культуры включает в себя два уровня: нижний - практика субкультуры и верхний - ее мифология. Соответственно и круг тем, составляющих содержание рок-субкультуры, отчет- ливо распадается на два "этажа": Практика субкультуры Миф субкультуры жизнь в рамках субкультуры, культурный контекст, аллюзии, ее представители, их быт, ссылки, цитаты, образцы, творчество, взаимоотношения культовые личности Мифология субкультуры творится на основе общего круга культур- ных интересов, который, в свою очередь, складывался из восприятия за- падной рок-культуры. После усвоения западного мифа он начинает трансформироваться, адаптироваться к советским условиям жизни. Куль- турная модель американских шестидесятых, хиппизм, Вудсток, психоде- лическая и сексуальная революции, битники, культовые фигуры (Харри- сон, Леннон, Моррисон, Дженис Джоплин, Марк Болан, Дилан и др.), ув- лечение экзистенциализмом, экзотическими религиями (буддизм, криш- наизм, растафарианство) - все это доходило до нас через "железный зана- вес" часто в искаженном и неузнаваемом виде, а привившись на совет- ской почве, давало странные всходы - диковинный гибрид, смесь запад- ных образцов и местного колорита. Так, миф психоделиков, связанные с ним имена (Хендрикс, Т-Рекс, Заппа, Донаван. Пинк Флойд), расширение сознания англо-американских шестидесятых в Советском Союзе (где наркотики были чем-то загадочно-иностранным и почти никто не знал, что это такое) трансформируется в миф алкоголя. Портвейн и пиво - два "вол- шебных эликсира" отечественных рок-текстов - воспеваются у Гребенщи- кова, Майка, Цоя и оказываются непременным атрибутом быта субкуль- туры ("Вперед, Боддисатсва" Майка, "В подобную ночь", "Холодное пи- во" Гребенщикова). В основном через западную культуру приходят в тексты ленинград- ских рок-поэтов разные диковинные верования - с начала 80-х гг. раста- фарианство ("Синий альбом" "Аквариума", "Натти Дрэда" Майка), экзо- тические формы религий и суеверия, поданные в иронической трактовке ("Гуру из Бобруйска" Майка), индуизм и буддизм ("Хвала Шри Кришне" Гребенщикова). Миф рок-хэппенинга как культового, шаманского действа, достигшего в Вудстоке наиболее концентрированного и яркого выражения, превращается в миф "квартирников" - подпольных концертов с их особой атмосферой доверительности, интимности, тайны и привкусом запретности, добавлявшим остроты ощущений. Мифу "новой левой" 60-х гг. о перестройке и изменении сознания, за которым неизбежно должно было следовать изменение социума, соот- ветствует миф о "свободе от общества", которая может быть достигнута через создание герметичного мира субкультуры, непроницаемого для ми- ра внешнего. Жизнь внутри субкультуры, быт, манера поведения, стиль общения, одежда, украшения, темы разговоров, известные личности - словом, прак- тика субкультуры в начале ее существования составляла с мифологией одно целое и являлась, по сути, знаковой системой, при помощи которой можно было распознать своих. "Фенечки", "прикид", речь - все это сигна- лы, указывавшие на принадлежность к одной системе ценностей. Потому местоимения "я" и "мы" в текстах ленинградских рок-поэтов наполняется новым содержанием. Герой в текстах Майка и Гребенщикова в отличие от мос- ковской школы - очень конкретный живой образ человека субкультуры. У Макаревича это образ максимально обобщенный, романтически-условный (некий разочарованный "лишний человек", ироничный интеллигент или интеллектуал-резонер) . Если судить только по текстам, то нельзя устано- вить, кто этот герой - он внеисторичен. У "Аквариума" и "Зоопарка" ге- рой - человек субкультуры, который слушает Хендрикса, читает "Роллинг Стоун", пьет кофе в "Сайгоне", играет на гитаре и т.д. Темы поэзии - его жизнь, его любимая, друзья, общение с ними, времяпрепровождение; лю- бимые места - квартиры, дачи, "Сайгон", ленинградские мансарды ("Будь для меня как банка", "Песня для нового быта" Гребенщикова, "Блюз про- стого человека", "Сладкая N", "Пригородный блюз" Майка). Даже в тек- стах, где обсуждаются философские и нравственные проблемы, всегда есть привязка к конкретике. Итак, мы логически перешли к вопросу об истоках и круге культур- ных аллюзий ленинградской рок-поэзии периода субкультуры. Это, во- первых, западная рок-поэзия, присутствовашая как имплицитно (использование тем, слэнга, косвенных ассоциаций), так и эксплицитно - в виде прямых упоминаний, посвящений, как, например, у Гребенщикова: "Сергей Ильич, песня для МБ", или "Марина" со словами Марина мне сказала, что ей стало ясно, Что она прекрасна, А жизнь напрасна, И ей пора выйти замуж за Ино Ленинградские рок-поэты продолжает традицию, которая в русской словесности довольно внушительна и насчитывает много веков, - а имен- но создание "культурных пересказов", которые восходят к лу- бочным сюжетам о Бове-королевиче (источник - предания артуровского цикла) и романам петровской эпохи (источник - французские галантные романы). Несколько наиболее известных примеров: "Железнодорожная вода" Гребенщикова ("Road 21" Дилана), "Странные дни" Майка ("Strange Days" Моррисона) и знаменитый "Уездный город N" Майка ("Desolation Row" Дилана). С творчеством Майка Науменко связана массированная экспансия западной культуры и западной стихотворной традиции. Помимо "культур- ных пересказов" Майк обогащает словарь кальками с английского, в том числе и ненормативной лексики: "Вперед, детка, бодро и смело" ("Дрянь"); "моя Сладкая N", "Там пили портвейн и резались в кости, / Называя друг друга дерьмом" ("Сладкая N"). Майк вводит темы, неведомые до этого даже маргинальной эстети- ке, в первую очередь тему секса, который всегда был "большим табу" на- шей культуры ("Дрянь", "Страх в твоих глазах"). Следующий источник ленинградской школы также упоминался на- ми. Это русская поэзия "серебряного века" - Блок, Саша Чер- ный, обэриуты, Вертинский. Среди самых первых текстов Гребенщикова, наряду с цитированным выше "Стань поп-звездой", появляется, например, такое стихотворение как "Сана", перебрасывающее мост к началу века, и опусы Гуницкого, апеллирующие к обэриутам (альбом "Треугольник"). Необходимым "кирпичиком" в здании ленинградской субкультуры стала бардовская поэзия, хотя это влияние более опосредован- ное, чем в московской школе. Наиболее яркий пример - "Гуру из Бобруй- ска" Майка, текст, написанный и исполненный в манере, живо напоми- нающей иронические бытописательские песни-моноспектакли Владимира Высоцкого. Итак, кратко суммируем новаторство ленинградской субкультуры в области поэтической формы: * воздействие английских паттернов, иногда - прямое копирование; * развитие силлабической формы стихосложения; * разрушение симметричной квадратной формы, структуры "куплет - при- пев"; появление альтернативных форм - в первую очередь блюзовых структур; * речитативность, обилие мелодизированной интонации вместо пения как такового; * словарь, основанный на принципе смешения. Это слэнг, варваризмы, литературно-рафинированный пласт поэтической речи, экзотизмы, заумь, окказионализмы в духе авангардистской поэзии, ненормативная лексика, разговорная речь. Складывание ядра субкультуры приходится на середину и конец 70-х гг. С начала 80-х гг. начинается ее стремительная экспансия, количественный рост и распространение по всему Союзу. Каналы распространения субкультуры Магнитоальбомы.Как известно, песни "Аквариума", "Зоопарка" расходились по стране на кассетах, многократно переписывались, передавались из рук в руки. Устное предание (слухи, рассказы). Огромную роль играет устная традиция, которая предшествует письменному и печатному слову. Здесь мы имеем пример того, как общество под давлением неблагоприят- ных условий регрессирует к более архаичным типам культуры. Понятие "телега" (розыгрыш, выдумка или небылица, выдаваемая за правду) роди- лось в условиях, когда даже реальные факты обрастали невероятными подробностями и превращались в легенды и мифы, передаваемые из уст в уста. Илья Смирнов в книге "Время колокольчиков" приводит блестящий образец такой "телеги" - история мифической, никогда не существовав- шей рок-группы "Мухоморы", якобы созданной Константином Звездоче- товым, художником, выдумщиком и любителем концептуального юмора. Позже, уже через несколько лет, когда Звездочетов попал в армию, това- рищи по оружию всерьез упрашивали его спеть что-нибудь из репептуара "Мухоморов". Концерты, которые, впрочем, в гораздо меньшей степени являлись средством распространения рок-субкультуры. Они были эпизо- дичны и случайны: как правило, это "квартирники", собиравшие узкий круг "своих", "посвященных". Рок-самиздат. "Золотое подполье", рок-пресса, печатавшаяся на машинках (если повезет - с использованием запрещенного ксерокса), с любительскими фото, появляется позже, к началу 80-х гг. и принадле- жит уже завершающему этапу в развитии субкультуры - так называемому "трайбалистскому периоду", когда совершается качественный переход от субкультуры к контркультуре. Трайбалистский период в развитии субкультуры Понятие "трайбализм" (от "tribe" - "племя") было введено западны- ми социологами и культурологами, анализировавшими контркультурные модели 60-х гг. в США и Великобритании. М.Маклюэн отмечает стихий- ность, неформальность этих молодежных "форм социализации и культур- ного творчества". Т.Маккенна описывает модель "партнерского общест- ва", отличного от нашего социума, построенного в конечном итоге как "лестница страха", "иерархия насилия". В партнерском же обществе от- сутствует идея "владычества", нет безличного закона, который нуждается в аппарате подавления, а есть власть "вождей" и "шаманов", основанная на авторитете и прецеденте. Понятие "трайбализм" возникает, когда суб- культура перестает существовать внутри маленькой компании единомыш- ленников и начинает объединять сотни и тысячи молодых людей. В Аме- рике - разница, существовавшая между битниками и хиппизмом; у нас - разница между аудиторией "Аквариума" образца 1978 г. и аудиторией Цоя в 1986-1987 гг. К началу 80-х гг. рок-субкультура распространяется в Свердловске, Новосибирске, Архангельске, Омске и других городах. Последствия ко- личественного и географического роста субкультуры становятся заметны уже в 1980-1981 гг. Во-первых, субкультура замечена средствами массовой информа- ции, в первую очередь прессой. Появляются первые статьи о роке (одной из первых больших публикаций была статья Валерия Кичина в "Литера- турной газете"). Настрой прессы был негативным, но это не было окари- катуриванием. Это была полемика с идейным противником, заслуживающим серьезного отношения. Во-вторых, начинаются репрессии властей. Это и скандальный фес- тиваль "Тбилиси-80", и милиция на рок-концертах, и, чуть позже, знаме- нитые списки запрещенных групп, и т.д. Одновременно режим стремился "приручить" рок как явление моло- дежной культуры, ставшее слишком влиятельным. Репрессии чередова- лись с заигрыванием властей и официальных инстанций с новой культу- рой - это, например, появление Шевчука на "Серебряном камертоне", по- беда "Машины времени" на фестивале в Тбилиси, превращение ее в фи- лармоническую группу. В-третьих, начинается расслоение внутри субкультуры, проведение пер- вых внутренних демаркационных линий. Так, на фестивале "Тбилиси-80" "Аквариум" и "Машина времени" оказываются оппонентами. Важнейшим изменением становится быстрое расширение географи- ческой и социальной базы субкультуры. В нее вовлекаются большие мас- сы молодежи с разным образовательным уровнем, разного возраста, раз- ной социальной принадлежности. Происходят расширение и изменение референтного круга рок-поэзии. Кроме студентов, аспирантов, адептами субкультуры становятся школьники, учащиеся техникумов, ПТУ, часть рабочей молодежи и т.д. Происходит подключение провинции (об этом речь ниже). Это влечет за собой расширение поэтического универсума рок-поэзии за счет вливания в него новых потоков. Тем самым размывается элитарность, кастовость субкультуры, соз- дававшейся и потреблявшейся ранее немногими "посвященными". Затем- няются истоки мифа, массы новых адептов не знают мифологии, не инте- ресуются ею и часто неспособны ее понять и воспринять. Главным стано- вится не миф, а практика - жизнь тусовки. Эти изменения были логически подготовлены всем ходом развития субкультурного паттерна. Ощущение собственной недостаточности, ущербности в силу своей изолированности и маргинальности, чувство об- реченности нарастают к концу 70-х гг. "Электрический пес" Гребенщико- ва - трагический автопортрет субкультуры, страдающей клаустрофобией и дефицитом новых идей. В жизни каждой субкультуры наступает момент, когда она должна либо зачахнуть от недостатка "свежей крови", либо пе- реродиться в новую, более открытую культурную модель. Отечественная рок-поэзия в конце 80-х обретает новый облик, превращаясь из субкуль- туры в контркультуру. Фигурой, символизирующей этот переход, стал Виктор Цой. Субкультура на грани перехода в контркультуру Виктор Цой Первое, что бросается в глаза в текстах Цоя - это "срезание" верх- него этажа субкультуры, отсутствие или обеднение мифологического пла- ста и выраженный акцент на нижнем этаже - бытие "тусовки". Вместо мифа, истоки которого забыты, утрачены, остается только практика суб- культуры - портвейн, блуждание по улице, походы в гости к друзьям, си- дение на кухне до утра ("Пачка сигарет", "Просто хочешь ты знать", "По- следний герой"). В поэзии Цоя измененяется образ героя - это уже не "инженер на сотню рублей", не студент и не "лишний человек" - интеллектуал-расстрига, люмпен-интеллигент, как у Гребенщикова или Майка Науменко. У Цоя это не то молодой рабочий, не то студент техникума или пэтэушник. Соответ- ственная трансформация происходит и с образом возлюбленной - меняются и ее возраст, и социальное положение ("Восьмиклассница"). Падение "коэф- фициента интеллекта" крайне заметно - мы наблюдаем примитивизацию и даже "идиотизацию" образа героя. Появление злобности, агрессивности, глубоко несвойственные субкультурной установке, сигнализирует складывание нового канона, близкого к контркультурной модели ("Бездельник", "Мои друзья", "Мама анархия" и др.). Поэзия Цоя - это точный слепок с определенного слоя подростковой психологии. В его текстах - максимализм, агрессия, педалирование темы войны, причем войны всех против всех, битвы без цели и смысла - это то состояние войны, вечной оппозиции, в котором подросток находится по отношению к миру. Творчество Цоя в этом контексте воспринимается как массовая вер- сия некогда элитарного мифа. Классический текст "Звезда по имени Солнце" позволяет увидеть технику создания этого массового мифа. "За- стылость" мифологического пейзажа, цикличность, характерная для ми- фологического понимания времени, символика цвета - мастерски создает- ся некая вневременная схема, стержнем которой становится идея войны "между землей и небом", извечной битвы, лежащей в основе круговорота природы. Но эта установка на вневременность совпадает с подростковым мироощущением, для которого все происходящее сейчас, в данный мо- мент, кажется вечным и незыблемым. Подростковому сознанию чужда мысль о том, что "все течет, все изменяется". С такой установкой удачно согласуется навязчивый лейтмотив "умереть молодым" ("война - дело мо- лодых / лекарство против морщин"). 16-летнему юноше всегда кажется, что он не доживет даже до тридцати, а 40 лет для него - это уже глубокая старость. Трансформация словаря Цоя также достаточно очевидна и тенден- циозна: использование плакатной техники, обеднение лексики, упроще- ние словаря. Появляется штамп, возникают повторы, навязчивые слова, которые частично сохраняют романтическую ауру ("звезда", "небо"), но и несут выраженную коннотацию агрессии, деструкции и тревоги ("огонь", "пожар", "ночь", "война"). Голос периферии Подключение периферии к столицам, как упоминалось выше, также трансформирует облик рок-поэзии, лишая ее субкультурного качества. Говоря о все громче звучащем "голосе провинции" в середине 80-х гг., хотелось бы отметить два момента: это, во-первых, огромная роль бар- довской традиции, ее активное использование в провинциальном роке, и, во-вторых, обращение к фольклору, устнопоэтической и народной песен- но-музыкальной традиции. Сибирская школа. Почвенничество Появление в рок-текстах деревенского фольклора, обращение к на- родной устнопоэтической традиции - важнейшее открытие, которое при- носит в рок-культуру провинция. Почвенническая тематика и почвенническая мифология возникают в сибирском роке ("Калинов мост", "Гражданская Оборона", Яна Дягилева). Культура маленького города - "славянофильская"; она противопоставлена столицам, где тон задают "западники". Истоки такого "почвеннического" направления следует искать в тех исторически сложившихся особенно- стях, которые отличали жизнь и быт Сибири. Там всегда была активная, очень живая деревня, свободная от барина. Мир каждой деревни самобы- тен и живуч, оригинален, своеобычен. Деревни, маленькие города нахо- дятся на значительном расстоянии друг от друга, и в результате в каждом поселении существуют свой фольклор, свои предания, свой мирок, свои обычаи, нравы и уклад. Смешение рас и народностей приводит к возник- новению некоего культурного континуума, смешению русских и местных культурных моделей. В том синтезе, который представляет собой творче- ство Д.Ревякина ("Калинов мост"), якутские, татарские или башкирские мотивы, казацкий фольклор, предания семейских Забайкалья играют не меньшую роль, чем исконно русское начало. Мы находим здесь апелля- цию к языческой Руси, часто минуя православный миф, смешение шама- низма ("Последняя охота"), славянского язычества ("Даждо"), правосла- вия ("Образа"), восточных религий ("Имя назвать"). Но в отличие от Майка или БГ для Ревякина восточные религиозные системы - это не эк- зотика, а близкая и знакомая реальность, верования соседей: ведь из Забайкалья "тропы в Китай уводят". Формальный поиск в ревякинской поэзии, которую часто упрекают в обилии прямых параллелей с Хлебниковым - полупонятный- полузагадочный язык, словотворчество, игра со словообразовательными моделями, псевдославянские новообразования, неологизмы, смысл которых кажется, вот-вот можно ухватить, а он все же ускользает, игра с фольклор- ными клише и топосами, пришедшими из сказок и языческих верований - все это создает удивительно живой поэтический универсум. Обаяние этого уникального эксперимента в рок-поэзии и значимость фигуры Ревякина до сих не оценены по достоинству - а между тем это очень заметно в зрелом твор- честве К.Кинчева ("Стерх", "Плач", "Шабаш", "Жар-бог Шуга", "Пляс Сибири" и многие другие тексты), в последних текстах Шевчука. Думается, что в случае с такими поэтами, как Башлачев, Ревякин, Кинчев, можно говорить о школе - слишком очевидно их взаимодействие и не случайно глубинное сходство поэтических систем. Однако в случае с Башлачевым, Шевчуком и свердловской школой необходимо снова вернуться к вопросу о воздействии бардовской песни на рок-поэзию, поскольку культурная и социальная ситуация в индустри- альных городах и на Урале отличалась от той, которую мы обнаруживаем в Сибири. Возвращение к бардам Социально-критическая ветвь в провинциальном роке Сравнивая Урал и Сибирь, очевидно, что на Урале побеждает "за- падническая" ориентация (творчество группы "Чай-Ф" в данном случае единственое исключение). Причины этой победы заключаются, во-первых, в том, что Урал всегда был индустриальной зоной. Здесь не было деревень и деревенского фольклора. Заводская слобода была главной формой поселения. Соответственно и социальный состав населения - это рабочие, техническая интеллигенция. Помимо вышеперечисленного, важной была роль личностей, таких, как Пантыкин, Кормильцев, в условиях монотонной и монокультурной среды. "Крестные отцы" уральского рока были безусловными западника- ми, а Кормильцев непосредствено соприкоснулся с ленинградской суб- культурой, когда учился несколько лет в Ленинградском политехниче- ском до своего перевода в Уральский университет. Говоря о свердловской школе и провинциальных рок-бардах (уфи- мец Шевчук, Башлачев из индустриального Череповца) возникает ощуще- ние, что они действительно могут быть восприняты как "голос народа" по сравнению с замкнутой, элитарной ленинградской школой. Они возвра- щаются к авторской песне, но на этот раз - к социальной ангажированно- сти и сатире Галича и Высоцкого ("Слет российских городов" Башлачева, альбом Шевчука "Периферия"). Для этих рок-поэтов характерно внимание и критическое отношение к внешнему миру. И это не удивительно. В провин- ции гораздо труднее создать "аквариум", внешний мир навязчиво вмеши- вается в жизнь. Та же линия отчетливо видна в текстах Ильи Кормильцева. Это и "Взгляд с экрана", и "Рвать ткань" и даже символичный, абстрактный текст "Мясники", тем не менее довольно прозрачно отсылающий к реаль- ности. Для того чтобы ощутить разницу ленинградской и провинциальной рок-поэзии, достаточно сопоставить "Песню для нового быта" Гребенщи- кова и любой из текстов "Периферии". У Гребенщикова мы находим бла- гостную картину "нашего прекрасного круга", довольство и покой внутри субкультурного "аквариума". Совершенно иная картина предстает в "По- недельнике" Шевчука, живописующем утренний похмельный синдром, или в кормильцевском "Взгляде с экрана" - тексте, задуманном автором как ироническое стихотворение о пролетарской дурочке и превращенном Бутусовым в трагическую поэму о беспросветности и ужасе жизни в рус- ской провинции. Любопытно, что провинциальная рок-культура избирает противни- ком не официальную версию брежневского общества развитого социализ- ма, но реальную практику, убожество и мрак повседневного существова- ния. Взять практически любого провинциального рок-поэта - будь то Шевчук ("Мальчики-мажоры"), Кормильцев (альбомы "Урфина Джюса", начиная с "Пятнадчика", "Трек", "Разлука" "Наутилуса") или ранний Ле- тов. Объект критики здесь - не партийные бонзы, а те, кто правит сейчас, т.е. фактически сложившаяся при Брежневе структура феодального капи- тализма, замаскированная фасадом "развитого социализма". Главный про- тивник - прообраз будущих "новых русских". Однако уже в самое бли- жайшее время с началом перестройки объект критики меняется - возник- шая контркультура ополчается против режима. Смена культурных моде- лей (от субкультуры - к контркультуре) начинается в 1986 и завершается в 1987 г. КОНТРКУЛЬТУРА (1986-1991) Мощный рост субкультуры в 1984-1986 гг. приводит к выходу ее из подполья - ее уже нельзя не замечать. Фестиваль в Подольске (август 1987 г.), который часто называют "советским Вудстоком", стал чем-то вроде парада, смотра сил. Эта акция выделялась, во-первых, массовостью, во-вторых, репрезентативностью (в ней было множество участников из разных городов СССР, присутствовали все значительные группы), в третьих, тем, что ее уже не смогли запретить или "свинтить". Субкультура заявила о себе через динамики. О ней узнают все - даже люди, далекие от нее. Этот момент и стал тем рубежом, перейдя который мы сталкиваемся уже с новым качеством. Каналы распространения контркультуры Это прежде всего тиражирование магнитоальбомов и виниловых пластинок; концерты, фестивали, стадионный рок; образование рок- клубов - лавинообразный процесс, который стремительно набирает силу. Сначала рок-клуб создается в Ленинграде, потом в Свердловске, Москве; в 1987-1988 гг. появляется около 50 рок-клубов. Так происходит социаль- ное оформление былой субкультуры. Все более важную роль в распространении рок-культуры начинают играть масс-медиа - пресса, радио, ТВ. В это время появляется новый курс, в выработке которого рок-н-ролл не сыграл никакой особой роли. Рок-н-ролл скорее "пришелся ко двору" в связи с наступающими переме- нами. И масс-медиа сыграли не последнюю роль в том, что рок-культура выдавалась за своеобразный "таран", стенобитное орудие, которое долж- но было разрушить бастионы старого режима и расчистить путь новому. Однако в этом случае журналисты поменяли местами причину и следст- вие. Рок-музыка в "культуре перестройки" (конец 80-х гг.) Сегодня, когда от этих событий нас отделяет известная временная дистанция, все яснее видно, что "революция перестройки" была великой риторической революцией. Это была не социальная революция, но "рево- люция фразы", разрушение устаревшего фасада, борьба всего общества с окаменелой идеологией, а не борьба класса против класса. Поэтому она была бескровной и произвела массу печатной продукции. Параллельно с пристальным вниманием к року происходит легализация других запре- щенных прежде форм культуры - реабилитация бардовской песни, в пер- вую очередь Галича, Высоцкого, диссидентской литературы, кинемато- графа (Тарковский) и т.д. Вся эта огромная, плохо переработанная масса информации была сумбурно подана, очень поверхностно, по- журналистски исследована. При этом разное происхождение и разные за- дачи всех этих явлений даже не принимались во внимание. Эта "культура перестройки" включала в себя массу разнородных явлений, сваленных в кучу и обобщенных по признаку запрета или новизны. В один ряд ставятся явления различного порядка, которые плохо стыкуются между собой. Усилиями журналистов устанавливается связь между реформами и этим культурным конгломератом. Во многих субкультурах, включенных в этот конгломерат, их внутренняя интенция расходится с перестроечной реформистской ориентацией, которая им приписывается и прививается прессой. Появляется лавина публикаций о "неформальных объединениях мо- лодежи". Посредством масс-медиа создается "вторичный миф", часто вы- думывается то, чего не было. Прежде всего, это создание мифа о полити- зированной, ангажированной, демократически настроенной молодежи, находящейся в оппозиции к режиму. Рок-музыка, получив доступ к масс- медиа, превращается в контркультуру, в "песни борьбы и протеста". Именно тогда рок начинает использоваться определенными силами в ка- честве тарана, орудия разрушения и трактоваться как альтернатива офи- циальной культуре и оппозиция общественному строю. Происходит разделение рок-музыки на "фракции", "лагеря" (роке- ры, панки, металлисты и т.д.). Это оказывает обратное воздействие на молодежь, которая начинает ассоциировать себя с тем или иным лагерем, разбиваться на кланы. Итак, основной отличительной чертой контркультуры оказывается ее ангажированность. Однако необходимо понимать, что этот термин в приложении к рок-культуре в большей степени выражает общественное восприятие рока, нежели внутренние интенции рок-культуры. Осознание рока как контркультуры произошло в результате возникновения "вторич- ной мифологии", которая оказала ретроактивное воздействие на бывшую субкультуру. В итоге часть рок-музыкантов уверовала в то, что борьба с социальными институтами является их предназначением. Возникают от- крыто ангажированные группы, которые делают контркультурную функ- цию своим знаменем - "Телевизор", "Алиби". Множество других групп с совершенно иной эстетической платфор- мой также отдает дань этим настроениям: песни "Кино" (например, "Мы ждем перемен"), "Аквариума" ("Поезд в огне") "Nautilus Pompilius'а" ("Скованные"), "ДДТ" (альбомы "Время", "Оттепель"). "Алисы" ("Солнце встает", "Тоталитарный рэп", "Новая кровь"). Искусственно создаваемый образ политизированных левых сил мо- лодежи отвечает политическим задачам околоперестроечных демократи- ческих сил - идет процесс искусственного формирования "революцион- ных молодежных масс". Рок из подвалов и квартир перемещается на стадионы. Стадионный рок отличает атмосфера уличного митинга, эти концерты делаются в духе "эстетики массовок". Если в субкультуре господствует стихия игры, то в контркультуре - стихия митинга. Если субкультуру отличает эскепистская позиция, то контркультура агрессивна, она борется до победного конца. Потому важ- нейшим приобретением эстетической системы контркультуры по сравне- нию с субкультурной моделью, оказывается образ врага. Этот образ эсте- тически значим и несет большую концептуальную нагрузку. Появление его фиксирует момент, когда субкультура превращается в контркультуру: Субкультура Контркультура борется за выживание борется за победу от врага надо прятаться с врагом надо постоянно встречаться эскепизм противостояние, война пассивно-оборонительная агрессивная, позиция наступательная позиция Отношение к врагу и способы борьбы с ним варьируются - это аг- рессия ("Твой папа - фашист" Борзыкина, "Гопники" Майка), сатира ("Мама, я любера люблю", "Мальчики-мажоры", Шевчука, "Тоталитарный рэп" Кинчева), ирония, пародия ("Иван Ильич" группы "Окно"), и, нако- нец, "Мой брат Каин" Кормильцева отражает непростую диалектику гра- жданской войны - "враг-брат", смесь враждебности и сострадания: мой брат Каин он все же мне брат каким бы он ни был - брат мой Каин он вернулся домой - я открыл ему дверь потому что он болен и неприкаян Рок-поэты периода контркультуры ощущают за своими плечами оп- ределенную традицию, т.е. обладают культурным багажом, который от- сутствовал в эпоху субкультуры, когда рок-поэты были пионерами в этом жанре отечественной поэзии. Это присутствие культурного фундамента ощущается в текстах: вторая строфа "Тоталитарного рэпа" Кинчева стро- ится на обыгрывании и травестии названий отечественных рок-групп, иронической и горькой рефлексии по поводу субкультурной ситуации, которая представляется жалким уделом, духовным рабством. Тоталитарный рэп - это аквариум Для тех, кто когда-то любил океан Тоталитарный рэп - это зоопарк, Если за решеткой ты сам. Тоталитарный рэп - это аукцион, Где тебя покупают, тебя продают. Тоталитарный рэп - это джунгли, В которых, как ни странно, живут. Новая социокультурная ситуация, пересмысление традиции, воз- никновение новой культурной модели означают складывание новой эсте- тической платформы, выработку новых эстетических категорий. Новое в текстах и в эстетической платформе Прежде всего бросается в глаза сильное влияние революцион- ной поэзии начала века (Маяковский, Бедный): революционная рито- рика, агитки, плакатный схематизм, антитеза, контраст как частый прием ("мы" - "они"), отсутствие полутонов. Возрастает роль афористичной фразы как мнемотехнического приема, как "несущей балки" рок-текста. Именно в текстах той поры появляется большая часть афоризмов, которые прочно вошли в наш обиход. Часто и журналисты, использующие их в своих заголовках, не помнят источника - кто "сковал" "скованных одной цепью". Я тебе разрешаю все. Делай все, что хочешь. Только - хорошо. Твои права - мой закон. Я - твой слуга, ты - мой гегмон. Мы с тобой будем дружно жить. Ты - работать. Я - руководить. Великий перелом. Новый почин. Перестройка - дело умных мужчин. Новое мышление. Новый метод. Правофланговый - всегда прав. Диктатура труда. Дисциплинарный устав. На улицах чисто. В космосе мир. Рады народы. Рад командир. Я сижу очень высоко. Я гляжу очень далеко. Семь раз меряй. Один - режь. Гласные-согласные, творительный падеж. Новое мышление. Новый метод. (К.Кинчев, П.Самойлов) Важнейшим источником эстетики контркультуры является советская песня. С одной стороны, она становится объектом па- родии, осмеяния. Штампы советской песни высмеиваются, переворачива- ются, перетолковываются, распредмечиваются, доводятся до абсурда, гротеска (как, например, в цитированном выше тексте "Алисы", в текстах Шевчука - "Время", "Змей Петров" и др.). И в то же время очевидно типологическое сходство с революцион- ными и гимническими песнями. Этот общий корень особенно заметен там, где рок не разрушает, не критикует, не клеймит, а утверждает. В этих текстах (например, в цоевских "Дальше действовать будем мы", "Пере- мен" или в "Все в наших руках" Кинчева) слышны поразительно знако- мые интонации революционных песен 20-х гг. В контркультурных текстах налицо заигрывание с револю- ционной символикой (красное, черное), которое приходит на смену символике эзотерической. Эта тенденция совпадает с тем выраженным элементом площадной культуры, который отличает жанр стадионного концерта. При чтении этих текстов приходят на ум традиции агитбригад, синеблузников. В исполнении все большую роль начинают играть пласти- ка, мимика, театральный перформанс. Не случайно группы, бывшие ранее на периферии рок-движения, не успевшие или не сумевшие обрести популярность в период контркульту- ры ("АВИА", "Звуки Му"), начинают уделять основное внимание не тек- сту и не музыке, а жесту, пластике, шоу, что объясняется уста- новкой на показ по телевидению и работой на большую аудиторию. На эти группы делается основной акцент средствами массовой информации и иностранными продюсерами, которые появляются в СССР и пытаются за- ниматься русскоязычным роком. Интересно, что попытки выйти на запад- ную сцену были относительно удачными только в случае этих групп. Универсальный язык пантомимы и музыки обеспечил им известное при- знание. Появление же на Западе Цоя, Гребенщикова, "Наутилуса", т.е. тех рок-музыкантов, для которых более правильным было бы определение "поющие поэты" и в творчестве которых основной акцент делался на тексты, не принесло им успеха и признания. Языковой барьер для русскоязычной рок-поэзии оказался тогда препятствием непреодолимым, поскольку феномен "русского рока" является культурой текста par excellence. Контркультурный период, который с легкой руки журналистов час- то называют "героическими восьмидесятыми", длился недолго и носил скорее деструктивный, нежели созидательный характер. Режим, с кото- рым воевал "рок на баррикадах", оказался колоссом на глиняных ногах, пугающим призраком, который, как сказочное чудовище, испустил дух, едва на него упал первый солнечный луч. К тому моменту, когда сложи- лась воинствующая рок-контркультура, воевать, по сути, было уже не с кем. Однако колоссальная волна деструктивной энергии, которой была заряжена поэзия контркультурного периода, не найдя себе должного при- менения, всю свою разрушительную силу обратила против самих поэтов. На рубеже 80 - 90-х гг. происходит серия самоубийств и странных смер- тей, то ли нелепо случайных, то ли закономерных (Башлачев, Цой, Майк, Чумичкин - далеко не полный список жертв этого страшного времени), у многих поэтов начинается период длительной депрессии, молчания, утра- ты перспективы. Распадаются или фактически перестают работать многие группы. Распускается "Наутилус", после американского эксперимента Гребенщикова на некоторое время исчезает "Аквариум", тяжелый внут- ренний кризис в начале 90-х гг. переживает Кинчев - в это время "Алиса" записывает свой самый трагический и мрачный альбом "Черная метка", посвященный погибшему гитаристу группы Игорю Чумичкину. Депрессия и застой усугубляются тем, что рок перестает быть единственной формой молодежной культуры - именно на начало 90-х гг. приходится появление дискотечной культуры, дансовой и поп-музыки. "Мираж", "Ласковый май", "На-На" собирают залы и стадионы, и та публика, которая слушала в Лужниках Цоя и "Наутилус", теперь с неменьшим удовольствием начала танцевать под "Ласковый май". Рок поначалу тяжело свыкался с утратой. Потеряв свою публику и оказавшись на одной сцене с развлекательной массовой культурой, рок-поэты ощущают опасность утратить свое лицо. Но начавшийся процесс интеграции рока в поле массовой культуры оста- новить было уже невозможно. Да и нужно ли? Ведь сосуществование рока с другими формами молодежной и развлекательной культуры - это есте- ственная для него форма существования. Еще одним следствием перестроечного бума становится взаимодей- ствие рока с другими формами культуры. Это театр (карьера Мамонова как драматического актера началась именно в это время); литература - например, общение Гребенщикова с Вознесенским, Евтушенко, Ерофее- вым, рок-поэты начинают издавать книги (роман Гребенщикова "Дело мастера Бо", книга стихов Кормильцева, мемуары Макаревича); это жи- вопись (рисунки Бутусова, иллюстрирующие издание кормильцевских стихов, персональная выставка Макаревича, творческий альянс рок- поэтов и "митьков"). Наиболее заметные и часто скандальные плоды при- несла встреча рока с кинематографом, результатом которой стали худо- жественные ("Асса", "Взломщик", "Игла", "Черная роза - эмблема печа- ли..." и др.) и документальные ("Рок вокруг Кремля", "Серп и гитара", "Легко ли быть молодым?", "Рок", "У меня нет друга" и др.) фильмы о советском роке. В таких более поздних фильмах, как "Такси-блюз", "Ду- хов день" мы видим уже иной уровень типизации, внимание к экзистен- циальным проблемам, к проблеме ситуации художника в обществе. Тексты рок-поэтов также переживают заметную трансформацию. У многих новых поэтов мы видим зачастую падение роли вербального ком- понента - возникают даже такие группы, как "Ногу свело", "Два самоле- та", поющие не по-русски, но на некоем фантастическом языке. Поэты старшего поколения начинают создавать тексты, более напоминающие литературную, письменную поэзию по глубине содержания и смыслового наполнения, сложности, метафоричности: например, цикл текстов "Чужая земля" Бутусова и Кормильцева, тексты, составившие альбом ДДТ "Ак- триса Весна", или "Для тех, кто свалился с Луны" Кинчева. Для этих по- этов и некоторых молодых, таких, как Александр Васильев ("Сплин") важным является ощущение уже созданной традиции, которую они про- должают и к которой появляется отношение вполне постмодернистское - ироническое переосмысление, пародия, пастиш (тексты Васильева, чье творчество, по мнению журналистов, заставляет вспомнить "как минимум о десяти известнейших российских рок-поэтах", тексты Гребенщикова, объединенные в альбомах "Кострома, Mon Amour", "Навигатор", "Снеж- ный лев"). Очевидно, с начала 90-х гг. (точнее, с 1993-1994 гг.) происходит очередная смена культурной модели. К цепочке "субкультура - контр- культура" добавляется новое звено. Что собой представляет эта модель и какой будет схема развития отечественной рок-поэзии - "субкультура - контркультура - масскультура"? Или, может быть, третьим компонентом окажется просто "культура" - без всяких приставок? Вопрос непростой, и его разрешение выходит за рамки этой статьи. Мы можем лишь наметить очертания этой модели, которая сейчас складывается на наших глазах. ПРИМЕЧАНИЯ 1 Веселовский А.Н. Историческая поэтика. М., 1989. С. 159. 2 Троицкий А. Рок в Союзе: 60-е, 70-е, 80-е… М., 1991. С.31. 3 Смирнов И. Время колокольчиков, или Жизнь и смерть русского рока. М., 1994. С.29,31.